Новости Екатеринбургской митрополии

16 Июня 2011

Святой Мефодий был учеником преподобного Сергия Радонежского. Сначала он поселился в обители святого Сергия, но затем, пожелав большего уединения, с благословения своего учителя отправился в окрестности города Дмитрова. Там он выбрал себе уединенное место в дубовом лесу, за рекой Яхромой и построил келью.

Преподобный Сергий посетил его и посоветовал неподалеку, в более удобном, не болотистом месте построить обитель. Преподобный Мефодий много трудился при построении храма и келий, пешком носил деревья через речку, от чего сам монастырь, а также и речка были названы Пешношскими.

Примеру игумена следовали и иноки, поселившиеся с ним: упражняясь в посте и молитве, они в то же время усердно трудились, сами добывали себе пропитание и исполняли все нужные для монастыря работы.

Это правило до сих пор соблюдается в монастырях. Ведь, что в деле спасения души может быть полезней и спасительней труда? Трудом разгоняется уныние, тоска, в работе оставляются праздные мысли, тело становится бодрее, крепче, сам человек – веселее, время летит быстро, незаметно, приятно. Недаром и в раю Господь указал первым людям на труд. Недаром и Спаситель наш до тридцатилетнего возраста постоянно пребывал в трудах, помогая праведному Иосифу в плотничестве. Постоянно была в трудах и Его Пречистая Матерь. И апостолы, и все святые, подвижники были неутомимыми работниками, которые отдыхали и спали очень мало, но постоянно молились и трудились.

Преподобный Антоний Великий, однажды впав в уныние, взмолился ко Господу: “Господи! Как мне спастись? Помыслы не дают мне покоя!”. И тут же явился ему человек, который начал то молиться, то работать. Это был ангел, показавший Антонию, что молитву надо сменять работой. Он стал так делать, и уныние прошло, преподобный достиг светлого и спокойного состояния духа. Вот как полезен телесный труд. Он ободряет и оживляет человека. Труд – не только спаситель от многих грехов, но и путь к благосостоянию земному.

Как после всего вышесказанного не пожалеть тех людей, которые избегают труда и проводят всю свою жизнь в праздности. Те из них, которые нажили большое состояние и пользуются им, ведут жалкий, с точки зрения христианина, образ жизни. Продолжительный сон, обильная еда, праздные беседы и занятия, вечеринки, гости, развлечения – и так каждый день. Что же это за жизнь? Достойна ли она разумного существа, а тем более христианина? Это не развитие своих сил, а подавление их, это - не Богу служение, а своему чреву и чувствам.

Есть еще и такие празднолюбцы, которые не имеют никакого состояния, но, тем не менее, не имеют и охоты к труду. С утра до вечера они праздны и бездеятельны и забота у них одна: где бы что достать и получить без труда, и сейчас же прожить, не заботясь о завтрашнем дне. Они погрязают в пороках, не думая о своей душе, и их ждет участь ленивого раба, который закопал свой талант в землю.

Но и среди трудящихся людей все ли – истинные труженики? Бог ли в уме и сердце их? Бога ли призывают они в помощь себе? Молитва ли на устах их? А может быть, брань или песня, зачастую неприличная? Так ли нужно трудиться христианам?

Христианин должен обращать внимание и на цель своего труда. Кто-то честно трудится и все умножает и расширяет свой труд, но для чего? С целью принести больше пользы другим? С целью употребить приобретенное на богоугодные дела? У многих и в мыслях такого нет. Они трудятся с единственной целью приумножить свои блага, приукрасить, обогатить свою жизнь. Какая недостойная христианина цель труда! О роскоши и изобилии ли должен думать последователь Христов? Он должен обогащать свою душу добрыми делами, искать богатства вечного, а не временного. Счастье христианина – это счастье во Христе. Тот, кто нашел Его, нашел все.

Будем же любить труд, будем, как огня, бояться праздности, но трудиться с мыслью о Боге, с доброй целью, чтобы трудом послужить к славе Божией и на пользу своей души и ближнего своего.