Новости Екатеринбургской митрополии

22 Июня 2011

10 января 1697 года состоялась хиротония архимандрита Иоанна во епископа Черниговского. Управление епархией открыло перед святителем новые возможности. Сам ученый-богослов и плодовитый писатель (им написано около двенадцати трудов), он был покровителем просвещения в своей епархии. Нести ношу архипастырских трудов святителю помогало молитвенное заступничество его предшественника, святого Феодосия Углицкого. Известно, что однажды владыка был исцелен от тяжелой болезни по молитвам почившего святителя, явившегося ему во сне.

С великой скорбью переживала черниговская паства весть о переводе их любимого владыки на Тобольскую кафедру. В августе 1711 года митрополит Иоанн прибыл в Тобольск. Вскоре о нем стали говорить, как о великом постнике, о том, что святитель тих, скромен и сострадателен. Обладая большой работоспособностью, он никогда не был праздным. Больше всего любил молитву и, запершись у себя в келье, долго коленопреклоненно молился, часто до утра. Добро он всегда творил тайно, через доверенных лиц посылая деньги и вещи в богадельни, сиротам, в дома бедных. Переодетый, подходил к окнам нуждающихся, со словами: “Примите во имя Иисуса Христа”, творил милостыню и поспешно уходил.

Святитель путешествовал по Сибири, отыскивая способных к миссионерству священников, заботился об открытии новых храмов. Ревностно пекся об умножении образованного духовенства в епархии, о просвещении своей паствы. Он был не только богословом, но и стихотворцем. Его перу принадлежат “Илиотропион, или Сообразование человеческой воли с Божественной волею”, “Богомыслие в пользу правоверных” и другие сочинения, поражающие богатством духовного опыта.

Почувствовав близость смерти, святитель стал готовиться к ней. Накануне кончины он отслужил Литургию, исповедался, причастился. Вечером дал обед для городского духовенства и нищих, причем гостям прислуживал сам. Затем попрощался со всеми и ушел в свои покои, из которых утром уже не вышел. Когда взломали дверь, увидели, что митрополит, уже почивший, стоит на коленях.

От честных мощей святителя Иоанна проистекло множество чудес. В 1826 году, когда гроб святителя переносили, обнаружили, что он совершенно цел, также как и останки владыки; клобук и мантия тоже оказались нетронутыми временем. В 1916 году святитель Иоанн был причислен к лику угодников Божиих. В настоящее время его святые мощи почивают в Тобольском соборе в приделе, посвященном его имени.

В день памяти великого архипастыря Церкви святителя Иоанна, митрополита Тобольского, будет уместно задуматься о том, почему мы должны почитать архипастырей и пастырей церковных.

Пастырей должно почитать, во-первых, на общем основании, по которому все люди должны оказывать друг другу уважение. Это основание – образ и подобие Божие. Все мы созданы по образу Божию и должны почитать друг друга из благоговения к этому божественному образу, который носим в себе. И апостол Павел, на этом основании, велит нам “соперничать” друг с другом в воздаянии взаимного почитания: “В почтительности друг друга предупреждайте” (Рим. 12, 10).

Но есть и особая причина, почему пастырям должно воздавать почтение. Ведь пастыри – это слуги Христа Спасителя. Они таинственно назначены, освящены и посланы Богом на великое дело. Как сказал о себе и других апостолах святой апостол Павел: “Каждый должен разуметь нас как служителей Христовых” (1 Кор. 4,1), так же может сказать о себе каждый пастырь Церкви.

Также пастырей следует почитать потому, что это заповедует Священное Писание, об этом говорят святые отцы Церкви. В Ветхом Завете премудрый Сирах наставляет: “Иереев чти” (Сир. 7, 31). Современник апостолов, святой Игнатий Богоносец учит так: “Повинуйтесь пресвитерству, яко апостолам Иисуса Христа. Без них Церковь несть избранна, ниже собрание святое, ниже сонм праведных. Иже их (священников) не слушает, безбожен всячески есть и злочестив и отметается Христа и Его установление умаляет”. А вот слова святителя Иоанна Златоуста: “Почитайте иереев яко сопрестольники и сподвижники апостолам. Всей душой твоей благочествуй Господа и священникам честь воздавай. Всей силой твоей возлюби сотворшего тя и слуг Его не оставляй. Бойся Бога, слави священника”.

Но прежде святых отцов почитать пастырей учили апостолы и Сам Христос. “Повинуйтесь, - пишет апостол Павел, - наставникам вашим и будьте покорны” (Евр. 13,17), под наставниками имея в виду пастырей церковных. А Спаситель о пастырях говорит следующее: “Кто принимает вас, принимает Меня” (Мф. 10, 40). Таким образом, кто принимает и чтит пастырей, тот принимает и чтит Самого Христа.

Так в чем же состоит почтение, которое православные должны воздавать во славу Божию своим архипастырям и пастырям? Мы должны любить их, как отцов, молиться о них Богу, обращаться с ними уважительно и скромно, не оскорблять их ни словом, ни делом, не осуждать даже в мыслях. Недостатком почтения к Своим слугам оскорбляется Царь Небесный. Будем же почитать пастырей наших, если даже и не ради их самих, то ради Бога, служителями Которого они являются. Бог принимает Себе почтение, воздаваемое Его слугам и почтит на Страшном Суде тех, которые почитали Его в лице пастырей.