Новости Екатеринбургской митрополии

Предмет церковной истории рассказал о силе духа староверов

31 Августа 2021

Екатеринбург, 31 августа, «Православная газета». Среди экспонатов музея церковной истории, создаваемого в Скорбященском женском монастыре Нижнего Тагила, немало предметов из металлопластики. Один из них — медный складень (может быть датирован XVIII- нач. XIX вв), или квадриптих. Складень с надписями на церковнославянском языке, размером 171*400*2 мм, изготовлен в России, и, судя по образцу формы отливки, мог использоваться в многочисленных старообрядческих согласиях. Для заведующей архивом Скорбященского женского монастыря Веры Чемезовой он стал не просто ценным экспонатом, но поводом поразмышлять над «уникальностью силы человеческого духа в сочетании с Божественной благодатью и учением Христовой Церкви».

Подробное описание складня можно найти на сайте Скорбященского женского монастыря. Рассматривая на его примере труд старообрядческих мастеров, архивист отмечакт их удивительное внимание к каждой его детали, проработанной с высокой прилежностью послужить Богу. И делает предположение: скитания по непроходимым лесам, голод и холод хранители старой веры переносили стоически, что нашло отражение в их работе - мастера явно трудились с молитвой. Начиная с 1771 года, медная отливка икон получает свое распространение не только в подмосковной местности, Рязанской и Владимирской губерниях, но и в Поволжье, на Урале и везде, где можно было укрыться от притеснений властей.

Старообрядческое медное литье настолько распространилось на территории России, что кресты, иконы, складни можно было обнаружить в домах простых людей, придерживающихся церковных обрядов никонианского толка. Эти изделия покрывались разноцветными эмалями и были долговечны. Медные образки брали с собой в паломничество, на войну и т.д., ведь изделия из меди было сложно сломать при длительных переходах или чрезвычайных ситуациях (например, при обыске или прерывании богослужения солдатами).

Предлагая посетителям музея церковной истории рассмотреть труд старообрядческих мастеров на примере четырехстворчатого складня «Двунадесятые праздники и поклонение иконам Пресвятой Богородицы», архивариус Скорбященского монастыря обращает внимание на то, что в сюжетных композициях на четырех створах (каждая с навершием в форме купола церкви и четырьмя клеймами) отражена вся Священная история от Благовещения, Рождества Христова и Его распятия до Воскресения и Вознесения. Так складень не только служил «праздничной церковью» в уменьшенном виде, но и позволял постоянно пребывать с Богом, памятовать о Том, Который есть любовь, все созидающая, исцеляющая и, самое главное, объединяющая.