Новости Екатеринбургской митрополии

Регент-филолог открыла еще одну страницу из истории Скорбященской обители

15 Февраля 2022

В музее Скорбященского женского монастыря Нижнего Тагила мемориальных вещей, артефактов, касающихся дореволюционной истории обители, совсем немного. Поэтому обнаружение любого нового предмета – большое событие. С 8 по 10 февраля 2022 г. в дистанционном режиме прошла Х Всероссийская научно-богословская конференция «Церковь. Богословие. История», посвященная памяти новых мучеников и исповедников Церкви Русской. В секции «Православное богословие и церковная письменность в истории и культуре» приняла участие кандидат филологических наук, научный сотрудник отдела научных исследований центральной научной библиотеки Уральского отделения Российской академии наук и регент Крестовоздвиженского мужского монастыря г. Екатеринбурга Елена Полетаева. Ее доклад «Традиции церковного пения конца XIX – начала XX вв. в Нижнем Тагиле» (на материале музыкальных сборников Скорбященского женского монастыря) пролил свет на одну из ранее не исследованных сторон жизни дореволюционной обители.

Все началось с обнаружения в отделе редких книг Екатеринбургской духовной семинарии трех переплетенных нотных рукописных тетрадей начала XX в., на которых стоят штампы Скорбященского женского монастыря и Казанского храма, куда они попали в советское время. Если судить по номерам на обложках, на клиросе монастыря было несколько десятков нотных сборников. Большая часть найденных рукописных партитур была составлена с 1903 по 1920 гг. регентом обители, рясофорной послушницей Александрой Егоровой. Благодаря изысканиям Е. А. Полетаевой сестры обители узнали и о других переписчиках нот, попавших на клирос Скорбященского монастыря. В «Послужном списке сестер Скорбященского женского монастыря» за 1908 и 1913 гг. указаны фамилии 39 певчих, они разучивали на три или четыре голоса сочинения русских композиторов. В основном это была современная для конца XIX – начала XX вв. церковная музыка.

В нотных сборниках встречаются напевы киевские, курские, сербские, греческие. Историческая ценность рукописей состоит в том, что к ним приложил руку Преосвященный Лев (Черепанов), епископ Нижнетагильский. Некоторые ноты были написаны им в Нижнем Тагиле в 1919 г., когда он был еще священником Скорбященского монастыря (в 1923, 1932 гг.), а также в Алма-Ате в 1928 г. На полях нотных тетрадей он вел дневник, куда записывал сведения о погоде, природе, церковных праздниках и службах. В 1932 г. отец Лев получил назначение на Ставропольскую кафедру и уехал к месту нового служения. Он оставил нам «Во Царствии Твоем» М. А. Лагунова; «Буди имя Господне» А. А. Архангельского; «С нами Бог», «Хвали, душе моя, Господа»; «Христос раждается» Д. В. Аллеманова и ирмосы Богородичного канона курского распева. Так открылась музыкальная тема, изучение которой будет продолжено.