Новости Екатеринбургской митрополии

На Ганиной Яме почтили память великой княжны Марии Николаевны

29 Июня 2022

В минувший понедельник в мужском монастыре в честь святых Царственных страстотерпцев, что в урочище Ганина Яма под Екатеринбургом, почтили память третьей дочери императора Николая II и императрицы Александры Федоровны – великой княжны Марии Николаевны Романовой. Фрейлина императрицы С. Я. Офросимова писала о Марии с восторгом: «Ее смело можно назвать русской красавицей. Высокая, полная, с соболиными бровями, с ярким румянцем на открытом русском лице, она особенно мила русскому сердцу. Смотришь на нее и невольно представляешь ее одетой в русский боярский сарафан...».

О храбрости и самообладании великой княжны Марии Николаевны написала Анна Танеева-Вырубова: «Никогда не забуду ночь, когда немногие верные полки окружили дворец, так как бунтующие солдаты с пулеметами, грозя все разнести, толпами шли по улицам ко дворцу. Императрица вечером сидела у моей постели. Тихонько, завернувшись в белый платок, она вышла с Марией Николаевной к полкам, которые уже готовились покинуть дворец.

И может быть, и они ушли бы в эту ночь, если бы не Государыня и ее храбрая дочь, которые со спокойствием до двенадцати часов обходили солдат, ободряя их словами и лаской, забывая при этом смертельную опасность, которой подвергались. Уходя, Императрица сказала моей матери: «Я иду к ним не как Государыня, а как простая сестра милосердия моих детей».

Учительница императорских детей М. К. Битнер вспоминала о тобольском периоде жизни девушки: «Она любила и умела поговорить с каждым, в особенности – с простым народом, солдатами. У неё было много общих тем с ними: дети, природа, отношение к родным... Ее очень любил, прямо обожал комиссар В.С. Панкратов. К ней, вероятно, хорошо относился и Яковлев… Девочки потом смеялись, получив от нее письмо из Екатеринбурга, в котором она, вероятно, писала им что-нибудь про Яковлева: «Маше везет на комиссаров».

По воспоминаниям оставшихся в живых приближенных, красноармейцы, охранявшие дом Ипатьева, проявляли бестактность и грубость по отношению к узникам. Однако и здесь Мария сумела внушить охране уважение к себе. Так, сохранились рассказы о случае, когда охранники в присутствии двух сестер позволили себе отпустить пару сальных шуток, после чего «белая как смерть» Татьяна выскочила вон, а Мария строгим голосом отчитала солдат, заявив, что подобным образом они лишь могут вызвать к себе неприязненное отношение. После расправы в Ипатьевском доме от Марии осталось несколько книг:
Роман В. П. Авенариуса «На Париж» — вторая часть дилогии, посвященной событиям 1812 года. Книга для «наглядного обучения иностранным языкам». Учебная книга «Отблески» Попова. Надпись на оберточном листе: «М. Н. 1910». Книга «The role and the ring» на английском языке, в зелёном переплете.