Новости Екатеринбургской митрополии

В обители на Ганиной Яме почтили память православного художника Павла Рыженко

14 Июля 2022

В минувший понедельник в мужском монастыре в честь святых Царственных страстотерпцев в урочище Ганина Яма под Екатеринбургом почтили память замечательного художника Павла Викторовича Рыженко. В этот день, 11 июля, самобытному живописцу исполнилось бы 52 года. С самого начала своей творческой карьеры Павел выбрал непростое, но очень интересное направление – историческую живопись. Его путь начался с ученичества у выдающегося мастера – Ильи Сергеевича Глазунова (1930-1917). С его сыном Иваном Ильичом Глазуновым, автором икон и художественных полотен в Державном храме Царского монастыря, Павел учился в одном классе художественной школы.

По воспоминаниям Ивана Глазунова, ученические работы Павла уже тогда отличало погружение в давно минувшие времена, словно он жил и учился немножко раньше. «Еще в школе у Паши появилась черта, сохранившаяся на всю жизнь - его мысль опережала ремесленную составляющую. Если он вдруг задумал что-то сделать, то мог найти оконную раму, натянуть холст, причем плохо, со складками на углах, торопливо, но за два часа замысел воплотить. Другие на его месте несколько дней только собирались бы. Он как будто спешил все время», - говорит об однокласснике Иван Глазунов.

Приход к православной вере для Павла Рыженко стал одновременно и внезапным открытием другого взгляда на отечественную историю. «…Случилось так, что, благодаря Богу и Глазунову, я отправился в Эрмитаж, естественно, до открытия, копировать картины ван Дейка, – рассказывал он. – Ночь, конец ноября, за окном дождь. Эрмитаж пустой, только мы, студенты, поднимаемся по лестнице. И вдруг я понимаю: это не Эрмитаж, это – Зимний дворец! Сейчас Царь выйдет навстречу. Я это чувствую… Это невозможно объяснить… Я просто уже не мог жить по-прежнему… В 23 года крестился, никто меня не уговаривал, сам пошел».

Именно по работам Павла Рыженко для многих по-новому открылся образ Государя и Царской семьи. Эта тема была одной из основных в его творчестве. Перед написанием триптиха «Царская Голгофа» Павел Викторович приезжал в монастырь на Ганиной Яме, где и возникло видение эскизов картины. Вера была важнейшей стороной жизни Павла Рыженко. В своем творчестве он успел потрудиться и в качестве иконописца, получив благословение на роспись кафедрального собора в Якутии. Художник отошел ко Господу 16 июля 2014 года, накануне дня памяти святых Царственных страстотерпцев.