Новости Екатеринбургской митрополии

Верхотурские краеведы знакомят гостей с морской историей уральской глубинки

29 Июля 2022

Верхотурские краеведы продолжают открывать интересные факты из истории родного города и щедро делятся ими с местными жителями, школьниками и паломниками, приезжающими в Верхотурье впервые. Гости города, называемого в нашей стране духовной столицей Урала, не могут представить, что затерянный на восточной стороне Уральских гор городок когда-то был воротами в освоении сибирских рек и Северного морского пути, а его жителей по праву называли моряками и корабелами.

Зимой 1597 года будущие строители Верхотурья Василий Головин и Иван Воейков получили царский указ о том, что помимо возведения острога им надлежит строить на реке Туре и суда к летней навигации. Всего предписывалось сделать 20-25 речных судов грузоподъемностью от 6,4 до 32 тонн и 3 морских коча для похода в земли Мангазеи (Обская губа Карского моря). Отдаленные от центральной России остроги Сургут, Тара, Березов, Мангазея, Тобольск ждали хлеб, оружие, боеприпасы, казну для выплаты жалования, церковную утварь, пополнение гарнизонов. А верхотурское «подгородное плотбище» (судоверфь) в первой половине 17 века было самым большим в регионе. На нем строили как речные, так и морские суда разных размеров и грузоподъемности: кочи, ладьи, дощаники. Весной 1640 году воевода Корсаков доложил в Москву, что на верхотурском подгородном плотбище уже сделано 66 дощаников и 3 ладьи.

Строительство морских кочей в Верхотурском уезде прекратилось лишь в 70-е годы 17 века, но строительство речных судов продолжалось. Все казачьи атаманы, открывавшие новые земли для Москвы (Семён Дежнёв, Ерофей Хабаров, Владимир Атласов), а также руководитель камчатских экспедиций Витус Беринг, проходя через Верхотурье, запасались припасами и перевозили их на верхотурских судах. Походы верхотурских моряков помнят и берега реки Туры.