Новости Иркутской митрополии

Слово митрополита Максимилиана на Каноне Андрея Критского в Свято-Троицком соборе города Ангарска в понедельник первой седмицы Великого поста

Источник информации: Иркутская митрополия
5 Марта 2020

05.03.2020

Сегодня мы с вами собрались здесь, в святом храме, чтобы от всего сердца помолиться словами Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского.

Эти 250 тропарей пронизаны глубочайшим смыслом и, по сути, выстраданы сердцем человека, который видел свое бедственное положение; видел всю бездну греха, которая окружает его и все человечество. Поэтому святая Церковь узаконила прочитывать этот Канон в храме в первую седмицу Великого поста на все времена при особом торжественном чине.

И мы с вами собираемся и молимся, чтобы под влиянием этих благодатных слов вновь посмотреть на свою жизнь; понять и прочувствовать, что мы должны сделать, чтобы наша жизнь изменилась. Многие из нас уже в зрелом возрасте. Многие из нас находятся в Церкви уже не одно десятилетие. Но, парадоксально, что мы не видим в своей жизни изменений к лучшему.

Великий пост – это как раз то время, который дает нам возможность поразмышлять о своем неизменяемом положении, докопаться до корня своих страстей; увидеть, в чем корень нашего греха. И когда мы попытаемся с Божией помощью и с помощью Священного Писания, Богослужений, исповеди и покаяния разобраться в себе, мы можем быть поражены тем, что часто служим не Богу, а самому себе, своим страстям и привычкам.

Сегодня в 4 песне Канона мы слышали, как преподобный Андрей говорит: «Самоистукан бых страстьми, душу мою вредя, Щедре». Действительно, это так и есть: мы сами себя сделали истуканами - идолами своих страстей.

Когда мы придем на Страшный суд, мы будем судимы не только за то, какие мы есть в этот момент, но и за то, что мы сотворили в этом мире: каковы плоды наших дел и слов, во что материализовались наши мысли и желания, как живут наши дети.

Действительно, при жизни ни о ком нельзя сказать, что он праведен, потому что лишь Господь видит сердце. В книге Иисуса, сына Сирахова, говорится: «Прежде смерти не называй никого блаженным; человек познается в детях своих» (Сир. 11; 28).
Эти слова можно отнести как к жизни наших детей, так и ко всему, что мы рождаем в жизни – наши слова и дела. Если это дела истинные, угодные Богу, то мы получим оправдание от Бога. И на земле будет о нас вечная память, потому что наши добрые дела останутся жить в памяти наших близких после нашего ухода в Вечность. И любовь и молитвы наших близких будут свидетельством того, что общение с нами было важно и дорого для их душ настолько, что они будут помнить нас и благодарно о нас молиться.

Все порождения человека в его земной жизни: его чувства, мысли, слова и поступки – отражаются на состоянии его души, его жизни и на жизни его потомков. Адам и Ева после изгнания из Рая, еще не раскаявшиеся, рождают Каина, который совершает убийство брата своего. Нераскаявшийся Каин рождает сына Ламеха, который так же, как отец, становится убийцей.

Агарь, рабыня бесплодной Сарры, родила Аврааму сына Исмаила и возгордилась, возомнив, что он будет настоящим господином, и стала непочтительно себя вести.

Все эти примеры из сегодняшнего Канона говорят о том, что мы часто служим в жизни именно себе.

Как же нам научиться служить Богу? Прежде всего – взять пример с тех людей, которые находились в бедственном положении, но изменили свою жизни своим горячим желание и молитвой. Канон дарит нам сегодня примеры жизни апостола Петра и преподобной Марии Египетской.

Апостол Петр когда-то оступился и от страха отрекся от Христа, но затем раскаялся и до самой крестной смерти своей всю жизнь проповедовал Христову истину.

Преподобная Мария Египетская, о которой мы сегодня слышали не один тропарь, а множество, примером своей решимости показала нам, как можно оставить греховную жизнь. Она забыла обо всем прежнем и не оборачивалась назад, не сочувствовала своему греху и не оправдывала себя. Несомненно, когда она жила в пустыне, прежние желания обуревали ее, но она не прилагала к ним своего сердца, а отгоняла от себя все подобные желания и лежала на холодной земле, не вставая, чтобы таким образом охладить свой греховный пыл.

Так и мы должны отгонять от себя свои греховные желания, не прилагая к ним своего сердца, оставаться бодрыми и внимательными, вспоминая добрые примеры святых подвижников, победивших свои страсти.

Ни в коем случае не должны мы уподобляться жене Лота, которая оглянулась с сочувствием, убегая из гибнущего Содома, и обратилась в соляной столб. Этот соляной столб и есть вещественный образ нашей человеческой духовной сущности. Если люди стремились к духовному благу, убегали от греха, но, посочувствовав ему и приложив ко греху свое сердце, обернулись, они становятся подобными «истуканами» и теряют возможность быть свободными и дерзновенными в молитве к Богу.

Конечно, самый главный пример для нас – это Матерь Божия, Которая, будучи таким же человеком, как мы, соделала Себя святым храмом для Господа еще до Благовестия Ей Архангела Гавриила. После же Благовестия, как истинная раба Господня, приняла предначертанное Ей от Господа и родила бесценный плод – Спасителя нашего Иисуса Христа, Которого мы благодарим за все Его спасительное попечение о нас. Благодарим Его за Его Крестные страдания нас ради, недостойных. Благодарим за Его Воскресение и за то, что он создал для нас Церковь и послал для нас Дух Святой, чтобы мы имели возможность, если зажжем в себе огонь святого желания, вырваться из сетей греха. Чтобы мы могли без всякого уныния, не оборачиваясь назад, на свою прежнюю жалкую жизнь, шествовать рядом со Христом в Царствие Божие.

Доброго и плодотворного вам поста. Пусть никакое уныние не коснется вас в это время. Пусть в ваших домах жили мир и любовь, чтобы церковный Устав царствовал в ваших семьях. Пусть в вас найдутся силы и желание убрать из вашей жизни всю лишнюю и неполезную информацию, которая закрывает от нас Бога. Ведь чтобы наполнить наш внутренний сосуд чем-то светлым, духовным и полезным, сначала нужно освободить для этого место и убрать все постороннее, впустую захламляющее драгоценное место, предназначенное для Бога в нашей душе.

Для этого мы должны потрудиться, освободиться от всего суетного и посвятить все свободное время чтению Священного Писания, богомыслию, рассуждению об устроении своей души, анализу своих мыслей и поступков и прийти к настоящему покаянию. Ради этого Господь и дал нам пост, чтобы мы видели свои грехи, исповедовали их и с чистым сердцем приближались к Господу.

Великий пост венчается радостью Пасхи – Светлого Христова Воскресения. Дай Бог, чтобы к этому дню мы с вами смогли подняться на новую духовную высоту на пути к Богу – это самая главная цель нашего поста.

Да благословит вас Господь.