Новости Иркутской митрополии

Престольный праздник храма Димитрия Донского г. Иркутска

Источник информации: Иркутская митрополия
10 Июня 2020

10.06.2020

Велика обрете в бедах тя поборника земля Русская, языки побеждающа.

Якоже на Дону Мамаеву низложил еси гордыню,

на подвиг сей прияв благословение преподобнаго Сергия,

тако, княже Димитрие, Христу Богу молися, даровати нам велию милость.

Тропарь благоверного князя Димитрия, глас 3

1 июня Церковь чтит память святого благоверного князя Димитрия Донского. В этот день в иркутском храме в честь святого князя Димитрия состоялись торжественные богослужения, посвященные престольному празднику.

Праздничную Божественную литургию возглавил настоятель прихода, благочинный четвертого Иркутского городского округа протоиерей Константин Кожуховский в сослужении клириков иркутских храмов: настоятеля Алексапндро-Невского храма протоиерея Марка Косолапова, священников Евгения Афонина и Григория Гудина, протодиакона Антония Смолина. Накануне вечером было совершено всенощное бдение.

На Литургии были вознесены молитвенные прошения в связи с распространением коронавирусной инфекции.

Богослужения праздника завершились молебном с крестным ходом, главной святыней которого стала храмовая икона благоверного князя Димитрия Донского и супруги его княгини Евдокии с частичками их мощей.

После крестного хода протоиерей Константин Кожуховский произнес проповедь о благоверном князе Димитрии и призвал каждого руководствоваться в жизни примером святого князя. Все мы нуждаемся в помощи святого, чтобы укреплялась Россия, ее единство, чтобы умножалась вера и благочестие народа, укреплялись наши семьи.

Приход храма святого благоверного князя Димитрия Донского

_________________________________________________________

Не так часто русские князья были учредителями новой церковной традиции. Димитрию Донскому мы обязаны появлением в церковном календаре двух особых дат: дня обретения мощей благоверного князя Александра Невского и Димитриевской родительской субботы. Последняя была установлена в память воинов, положивших души за други своя на поле Куликовом. Открытию же мощей послужило чудо. В ночь перед выступлением великого князя из Москвы против татар во владимирском Успенском соборе пономари увидели, как у гробницы святого Александра Невского вдруг сама собой зажглась свеча, а из алтаря вышли два старца (может быть, святые митрополиты Петр и Алексий) и, подойдя к раке, сказали: «Восстани Александре, ускори на помочь правнуку своему, великому князю Димитрию, одолеваему сущу от иноплеменников». И тотчас же, как живой, восстал из гроба преславный князь Александр, после чего все трое стали невидимы. Это событие было достоверным свидетельством незримой помощи великому князю Дмитрию со стороны его предков. Колоссальное значение имело благословение князя Дмитрия на сражение преподобным Сергием Радонежским. На второй день Успения великий князь со свитой отправился в Троицкий монастырь. После литургии преподобный Сергий благословил благоверного князя идти на битву, уповая на Бога, и предсказал победу русским войскам. Преподобный Сергий, делая великому князю Дмитрию на челе крестообразное знамение, рек: «Иди, Государь! Небоязненно: Господь Бог тебе поможет на враги» И. наклонившись к нему одному, добавил тихо: «Победиши супостаты своя». И отправление на битву двух монахов Александра Пересвета и Андрея Ослябю, в миру храбрых богатырей и искусных воинов, как бы накладывало практическую черту на духовное знамение. В день выступления из Москвы князь Дмитрий вошел в церковь Пресвятой Богородицы, преклонил колени пред иконою Христа Спасителя, потом повергся перед образом Богоматери, писанным святым Евангелистом Лукой, и со слезами на глазах, молил Небесную Заступницу об усмирении и уничижении гордых и свирепых врагов православного народа русского. После отправился в церковь Архистратига Михаила и там на гробницах своих предков восклицал: «православные поборники! Молите о нас Господа, да подаст Он нам победу и одоление над врагами нечестивыми». Уже по дороге к Куликову полю явление князю иконы святителя Николая на Угреже. И, наконец, сама молитва перед битвой и последние слова: «На Тебя мое упование, Господи!» Только поняв православную душу князя Дмитрия, можно понять все его поступки.

Многие современники отмечали христианское великодушие князя, большую любовь к своему народу, благотворительность, милосердие к нуждающимся, доброе отношение к подчиненным. Деятельность его отличалась мудрой мерой и высокой моралью: он избегал обращаться к тем бесчестным и грубым приемам, которые были присущи его времени. Княжение Донского за редким исключением не знало случаев ухода от него служилых людей; на его духовном завещании стоит самое большое число боярских подписей.

Среди примеров личного благочестия святого Димитрия один нуждается в том, чтобы его выделить особо. Его брак с княжной Евдокией – образец святой христианской семьи на все времена. Димитрий сохранил себя в чистоте до брака и в семейной жизни был верен супруге и целомудрен. Он находит удивительные слова для описания совместной жизни великокняжеской четы: «Еще и мудрый сказал, что любящего душа в теле любимого. И я не стыжусь говорить, что двое таких носят в двух телах единую душу и одна у обоих добродетельная жизнь, на будущую славу взирают, возводя очи к небу. Так же и Димитрий имел жену, и жили они в целомудрии. Как и железо в огне раскаляется и водой закаляется, чтобы было острым, так и они огнем Божественного Духа распалялись и слезами покаяния очищались».

Замечательно, что из 12 детей (8 сыновей и 4 дочери) восприемником у двух сыновей Димитрия был преподобный Сергий, у остальных наследников – другой русский святой – Димитрий Прилуцкий.

Венцом земной жизни стала достойная христианская кончина князя. Почувствовав приближение смерти, Димитрий Иванович послал за святым Сергием. Преподобный, наблюдавший все течение жизни князя, не только был главным свидетелем при составлении духовного завещания, но и преподал ему все необходимые Таинства: исповедал, причастил и соборовал. В день и час кончины святого преподобный Димитрий Прилуцкий, находившийся далеко от него, вдруг встал и сказал братии: «Мы, братия, строим земные, тленные дела, а благоверный великий князь Димитрий уже не печется о суетной жизни…».

Великий князь владимирский и московский Димитрий Иванович Донской перешел в жизнь вечную 19 мая 1389 года и был погребен в Москве в Архангельском соборе Кремля.

Канонизация князя Дмитрия Донского (1350-1389) произошла на основании подвигов праведной и благочестивой жизни уже в современный период на Поместном соборе Русской Православной Церкви, проходившем в Троице-Сергиевой Лавре 6-9 июня 1988 году.

Историческая справка подготовлена по материалам статьи протоиерея Игоря Бычкова «Святой Димитрий Донской. К 625-летию Куликовской битвы»