Новости Иркутской митрополии

Добрый праздник в добром храме

Источник информации: Иркутская митрополия
28 Августа 2020

26.08.2020

Церковные праздники в честь Божией Матери особо любимы в народе и всегда собирают под своды храма много людей.

Так и сегодня, 27 августа, всенощное бдение в праздник Успения Божией Матери состоялось в Успенском храме города Иркутска и объединило большое количество прихожан и гостей этого гостеприимного храма.

Возглавил праздничное богослужение митрополит Иркутский и Ангарский Максимилиан в сослужении настоятеля храма иеромонаха Константина (Мануйлова), протоиерея Олега Данилова, секретаря епархии священника Стефана Бажкова, священника Владимира Наумова, священника Григория Гудина и протодиакона Антония Смолина.

В храме чувствовалась особенно теплая и радостная атмосфера. Было заметно, с какой неподдельной любовью и дружеским участием относятся друг к другу прихожане, как едины они в молитвенном устремлении и как ценят и любят они свой приход.

Неслучайно, наверное, что на вопрос нашего корреспондента о том, чем особенно отличается Успенский приход, все прихожане, кому мы этот вопрос задавали, отвечали совершенно единодушно и единомысленно: «Любовью»; «В нашем храме люди особенно умеют любить и беречь друг друга»; «В нашем храме очень много любви: ее чувствуешь во всем».

Староста Александр Владимирович Янковский пояснил эту удивительную закономерность: «У нас особенный настоятель: он здесь, среди нас, сеет любовь. У нас на приходе всех встречают с любовью. Здесь во всем царит эта любовь: у нас мало ругаются или спорят друг с другом, не любят осуждать и по примеру настоятеля стараются окружить ближнего теплом, вниманием и заботой».

В этом храме достаточно большое количество мужчин, что не может не радовать. «Как Вам удается привлекать мужчин, чтобы они оставались здесь?», - с этим вопросом мы также обратились к старосте прихода Александру Владимировичу.

«Когда-то на месте нашего храма стоял мужской монастырь. Мы надеемся на возрождение этих традиций. И в основном те мужчины, которых вы видите сейчас, - это послушники. Многие из них «потерялись» в своей жизни и ищут спасения именно в храме. Кто-то помогает в алтаре; многие выполняют хозяйственно-строительные работы при храме. Есть у нас столяр – золотые руки: все деревянные вещи в храме сделаны им.

Видно, как в Божием доме меняются люди. Меняются по своей сути, меняются в своем отношении к жизни, в своих мыслях, начинают иначе устраивать свою жизнь, которая начинает у них постепенно налаживаться. Кто-то обретает семью, венчается. Это приносит большую радость всем нашим прихожанам.

Конечно, бывают и срывы, и сложности, но в основном те люди, которые у нас задерживаются, остаются здесь, чтобы осознанно спасаться.

А еще в нашем храме очень много бабушек, которые ходили сюда еще при отце Дионисии Садовникове (Царство ему Небесное!) и молились еще в здании трапезной. Хочу пожелать им телесного и духовного здоровья и спасения, а нам - всем остальным прихожанам – желаю дожить до лет наших приходских бабушек именно в храме и спасать здесь свои души. Это самое главное».

На Всенощном бдении, действительно, было много бабушек с удивительными сияющими глазами. Никто не суетился, не старался кого-то чему-то научить – все вокруг держались удивительно спокойно и достойно, при встрече друг с другом одаривая друг друга улыбками.

Мы разговорились с одной из прихожанок «со стажем», Ниной Трофимовной, которая сегодня несет послушание в свечной лавке. Нина Трофимовна рассказала, как много лет назад, когда ей пришлось переехать из центрального района города в Жилкино, она поначалу очень скорбела, потому что ей казалось, что этот район находится слишком далеко и практически оторван от жизни: «Тогда я даже плакала, потому что была еще не воцерковленной и не знала, что на этом месте раньше был не просто храм, но целый монастырь, что здесь жили святые, хранилось много мощей». Нина Трофимовна вспоминает, как в Крестовоздвиженском храме в те времена купила первую в своей жизни икону – ею оказалась икона первого епископа Иркутского Иннокентия (Кульчицкого). «Он-то меня в Жилкино и привел», - уверена женщина.

«Когда я начинала ходить в этот храм, - вспоминает Нина Трофимовна, - здесь все было в руинах. Сначала мы молились там, где сейчас находится здание воскресной школы, потом – там, где сейчас трапезная. Сейчас я очень рада, что попала в Жилкино и живу в таком святом месте».

По новым «коронавирусным стандартам» на Нине Трофимовне медицинская маска, перчатки – все голубого цвета. И, конечно же, праздничный «Богородичный» платок – голубой.

- Нина Трофимовна, а Вы чувствуете в вашем храме покровительство Пресвятой Богородицы?

- Конечно! Матушка Богородица дарит всем нам особую радость. Ее всегда чувствуешь в здесь. Даже когда в храме появляются не постоянные наши прихожане, а кто-то хочет просто поставить свечку или заходит из любопытства, они чувствуют эту радость и любовь Пресвятой Богородицы и Божию благодать. Часто остаются подолгу – видимо, не хочется уходить: так здесь хорошо.

Конечно, не могли мы обойти стороной и клирос храма, который не только замечательно гармонично пел на службе, но и прекрасно ориентировался в чинопоследовании архиерейской службы. А еще он был впечатляюще многочисленным и молодым по возрасту певчих. И на клиросе тоже пел один из мужчин.

Регентом клироса Успенского храма вот уже 19 лет преданно служит матушка Екатерина Садовникова.

- Матушка, скажите честно, а архиерейская служба для регента и хора несет больше страха или радости?

- Архиерейская служба – это и страшно, и радостно. И очень волнительно. Это большая радость, когда приезжает владыка – мы его всегда ждем и искренне его любим. Это всегда торжественность и праздничность атмосферы службы. И некоторый страх возникает как раз оттого, что не хочется ошибиться, не хочется разрушить эту общую торжественную гармонию. Поэтому мы, конечно, всегда особенно готовимся к празднику Успения, как и к праздникам Вознесения и Пасхи. Несмотря на то, что состав клироса сейчас – в основном молодые мамы, стараемся собираться, чтобы достойно отслужить в Двунадесятые праздники, особенно когда приезжает владыка.

- Матушка, а что для Вас значит ваш храм?

- Это мой дом. Это моя жизнь. Как пришла сюда 19 лет назад, так все с тех пор связано с нашим храмом.

А вот побеседовать с батюшкой-настоятелем нам удалось лишь по телефону: до начала Всенощной отец Константин лично проверял готовность к богослужению всех «спецслужб» храма, а после окончания – исповедовал, исповедовал и исповедовал. Но когда в девять вечера мы позвонили ему, страшась собственной невежливости, на том конце провода услышали бодрый и неизменно доброжелательный голос настоятеля.

- Отец Константин, поделитесь, пожалуйста, секретом: что чувствует настоятель храма в престольный праздник на архиерейской службе?

Было слышно, как трубка на том конце провода улыбнулась батюшкиной солнечной улыбкой:

- Вот как Вам сказать… Интересный момент: в большой праздник, когда на богослужении присутствуют люди, хочется, чтобы им здесь было хорошо; чтобы они могли спокойно помолиться, и стараешься все для этого предусмотреть, сделать четко и вовремя. Поэтому чаще всего в такие моменты ты сам бываешь в напряжении и, пожалуй, этот процесс даже иногда протекает в ущерб молитве. Хотя, может быть, это благодатно в любом случае и является одним из вариантов духовной жизни и служения – своеобразная молитва делом. Я думаю, Господь приемлет и то, и другое. Но, даже несмотря на внутреннее напряжение на архиерейской службе, чувствуется внутренняя гармония, единение всех присутствующих; реально ощущается, что Бог присутствует среди нас. И в конце службы появляется ощущение воскресенья, даже если служба была в обычный будний день - ощущение большого праздника, ликования в сердце, радости единения с Богом и друг с другом. Поэтому мы действительно рады, когда владыка приезжает к нам и всегда ждем его, потому что радость этой полноты Церкви, предстоящей пред Богом, несравнимо выше любого труда и напряжения.

- Отец Константин, что бы вы, как настоятель Успенского храма, хотели пожелать в праздник Успения Божией Матери своим прихожанам?

- Чаще всего в ситуации, когда человек уходит из земной жизни, мы все плачем, рыдаем, жалеем его и, может быть, себя, потому что без него и наша жизнь лишилась привычного общения. Может быть, мы скорбим даже оттого, что потеряли какие-то духовные дары и опору после ухода усопшего.

Я знаю одного человека, чей духовник преставился ко Господу, и человек горько плакал и унывал, пока не осознал, что, потеряв на земле духовника, он приобрел в его лице молитвенника на небесах.

Когда уходит из земной жизни человек – мы скорбим. А сегодня, когда ко Господу ушла Богородица, - у нас праздник. Хочется всем нам пожелать понимания того, что уход человека из жизни земной в жизнь вечную – не повод для скорби. Это повод подумать, был ли человек греховен или нет и примет ли его Господь. А вообще, если кто-то уходит ко Господу в мире, любви и чистоте сердца – надо не скорбеть, а радоваться. С Богом всегда радость.

... После службы в Успенском храме и знакомства с его прихожанами мы тоже унесли в сердце радость: радость Покрова Матушки Богородицы; радость возможности жизни вечной; радость от теплой встречи и от того, что в мире есть неисчерпаемые запасы любви, источники которых находятся в каждом человеческом сердце. И если когда-то мир пойдет войной сомнений на это убеждение, можно будет снова приехать в Жилкино – в храм, куда хочется вернуться.

Пресс-служба Иркутской епархии