Новости Иркутской митрополии

Проповедь протоиерея Каллиника на Чине прощения в Михаило-Архангельском храме г.Иркутска

Источник информации: Иркутская митрополия
18 Марта 2021

18.03.2021

Дорогие мои, мы пришли к Великому посту.

Пост- это время воздержания. Время, которое дает нам Церковь, наставляя нас своим богослужением и молитвословиями и призывая нас обновить свою душу, очистить ее от скверны греховной.

Но прежде чем начать подвиг Великого поста, необходимо примириться друг с другом. Примириться прежде всего с нашими родными в семье. Мы часто незаметно надоедаем друг другу разными глупостями, подозрениями, недоверием, нетерпением. Все это копится и рождает взаимное охлаждение: мы живем под одной крышей совершенно не близкими друг другу людьми.

Поэтому прежде, чем мы выйдем на поприще поста, нам крайне необходимо примириться со всеми. В молитве «Отче наш» мы каждый раз произносим слова: «Остави нам долги наша, как и мы оставляем нашим должникам». Мы просим Бога, чтобы Он поступил с нами так, как мы поступаем с нашими ближними.

Но если мы не прощаем, то и читать молитву нужно по-другому: «Не прощай мне грехов моих, как и я не прощаю». И по факту так оно и получается: если мы хотим какого-то обновления души своей, хотим радости – в нашей христианской жизни прежде всего должен быть мир. Мир и внутри себя, и с ближними, и с дальними.

Но мы часто осуждаем людей, даже тех, кого в глаза не видали. Но прежде чем что-то сказать о ближнем, мы должны подумать: а это необходимо говорить? Принесет ли это пользу тому, кому я это говорю, и тому, о ком я говорю? Принесет ли пользу мое слово? Нуждается ли этот человек в том, чтобы услышать то, что я ему хочу рассказать о недостатках других людей?

Попробуем проанализировать и увидим, что, осуждая других, мы просто хотим сказать, что вот мы-то не такие. Но это всего-навсего лишь фарисейская правда: «Я вот не такой, а они вот такие».

То, что человек делает ради Господа, ради своей души, тот же пост – все это основывается на нашей вере Богу.

Господь требует от нас, чтобы мы прощали. Ведь что такое Священное Писание? Это Слово Бога, обращенное к нам. И мы должны читать Его не потому, что надо просто прочитать. Слово Божие надо читать, чтобы жить по нему. Но вот жить по Слову Божию нам часто не хочется, потому что это затратно, это трудно, требуется даже принуждать себя. Нужно себя нудить, заставлять: не хочу, но надо.

Даже когда начальник говорит «надо», приходится оставаться после работы, доделывать то, что не успел. Это «надо» активизирует человека даже в повседневной жизни.

То, что сказал Господь; то, чего Он хочет от нас, - этот надо делать. Это закон для нас. Необходимо понуждать себя в посте, не осуждать ближних, не причинять им боли и скорби. Порой нужно понимать, что то, что в нас сидит и кипит, совсем не нужно рассказывать другим, чтобы показать свою «правильность» по сравнению с другими. Да, это все сидит в нас и все время дергает нас за язык: «Скажи! Скажи!». А мы в ответ: «Господи, Иисусе Христе, помилуй меня, грешного! Господи, укрепи меня, чтобы я не принес боли и обиды этому человеку». Не спешите говорить. И тогда вы избежите многих и многих ошибок.

Слово ранит. Слово убивает. Слово несет мучение.

Но слово несет и радость, и утешение.

Потому Господь и сказал: «От слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься» (Мф. 12; 37).

Что мы говорим? Где наше сокровище? Во время Великого поста можно понаблюдать за своей душой: куда обращены ее взоры? Куда мы стремимся своими мыслями?

Каждый человек несет за себя ответственность. И поскольку нам, священникам, приходится нести это служение – служение ближним, - мы тоже согрешаем. Согрешаем и нетерпением, и неусердием. Как и все люди, согрешаем своим невниманием. Согрешаем леностью, нерадением.

Когда я лежал в больнице в состоянии, когда не знаешь, выживешь или нет, на пороге другой жизни я отчетливо понимал, что Господь спросит за каждое слово. В такие моменты понимаешь, сколько в жизни ты сделал неправильного, сколько согрешил и сколько не сделал того, что зависело именно от тебя. И это, действительно, грех, который лежит на душе священника – на моей душе. И тогда понимаешь, как страшно предстать пред Богом неподготовленным. Одно дело говорить о том, что дальше – обрыв, и кончается тропа твоей жизни, ты уже летишь в пропасть – такое состояние тогда. И ничего сделать уже нельзя. Только милость Божия выводит человека из этого состояния.

Но мы настолько обременены своей судьбой, что часто все это забываем. И необходимо каждому из нас внутри самого себя понимать, что каждый из нас стоит на пороге вечности. Никто из нас не знает, в какой день и час призовет нас Господь. Не знает. Но надо к этому готовиться. Великий пост дает эту возможность – подготовиться. Хотя бы оценить свое внутреннее состояние. Где мы допустили ошибки в своей жизни? Что надо исправить?

У нас не хватает сил, но нельзя расписываться, что «я не могу». Господь может. И только с Его помощью мы можем и помолиться, и покаяться, и измениться, и победить тот или иной грех. С Его помощью – никак больше. Сами по себе не сможем. И Господь так и сказал: «Без меня не можете творить НИЧЕГО» (Ин. 15; 5). Ничего доброго, потому что без Него все это грех, который творится по-фарисейски. Да, фарисей внешне праведен: он исполняет Закон, он отдает десятину, он не разбойник, он не грешит, как прочие люди, блудники и прелюбодеи. Да, по факту он не такой. Но он этим превозносится. И он не может себе представить, что мытарь ушел из храма оправданным более него самого. Он считает этого мытаря за НИЧТО.

Мы с вами тоже не знаем, кто стоит рядом с нами. Не знаем многих людей, которые далеко от храма. Но как посмотрит Господь на всю нашу праведность?

Дорогие братья и сестры, я от всей души хотел бы попросить прощения у вас за свое нерадение, беспечность, недостаточное внимание, которое я уделил вам. Можно было проявить больше заботы. Я искренне каюсь перед вами и прошу у Бога и у вас прощения за то, в чем согрешил волей или неволей и всеми моими чувствы.

Апостол Павел сказал так: «Мое спасение – это вы», обращаясь к людям как пастырь.

Если вы делаете что-то, что сказал вам священник, это его оправдание перед Богом. И вы спасаетесь, и священник спасается. Мы вместе, и должны вместе идти и поддерживать друг друга, помогать друг другу и двигаться к Богу – в Царство Его Небесное.