Новости Иркутской митрополии

Страницы памяти Усть-Ордынского благочиния

Источник информации: Иркутская митрополия
9 Ноября 2021

09.11.2021

. Священник Иннокентий Преловский - клирик Усть-Ордынской Троицкой миссионерской церкви Иркутской епархии (конец XIX века)

Фото священника Иннокентия Преловского не сохранилось даже в архивах, как и не сохранилось фотографии старого храма. Тем более важно хранить память о нем и его благочестивых трудах.

От автора. Статья посвящена 150-летию со дня открытия Усть-Ордынской Троицкой миссионерской церкви, которая была освящена в 1871 году Высокопреосвященнейшим Парфением, архиепископом Иркутским и Нерчинским. За годы деятельности церкви (до 1930-х гг.) причт церковный менялся. Хочу рассказать о священнике, который прослужил в храме более десяти лет, и внес определенный вклад в культурное и нравственное развитие местного населения.     

По документам Усть-Ордынской церкви, отец Иннокентий Преловский прослужил в храме селения Усть-Ордынский как настоятель-миссионер двенадцать лет, с 1885 по 1897 гг.  Жил священник в деревянном казенном доме «со службами», предназначенном для причта, «недвижимого имения» он, родители и его жена не имели. Получал 500 рублей, которые ежегодно отпускались Православным миссионерским обществом.

Отец Иннокентий – сын священника Алексея Преловского,  который служил в Заларинской Николаевской церкви до своей кончины, вероятно, жизненный путь отца определил его глубокое религиозное мировоззрение. Иннокентий Алексеевич 1 июля 1876 года окончил Иркутскую Духовную семинарию с аттестатом первого разряда со званием студента семинарии. В этом же году 3 сентября архиепископом Вениамином Иркутским и Нерчинским был рукоположен во диакона, а 5 сентября – во священника к «Тальцинской Богородице-Казанской церкви Селенгинского округа».

17 марта 1878 года по прошению он переведен «к Батуринской Сретенской церкви» этого же округа. Затем, по предложению архиепископа Иркутского и Нерчинского Вениамина, 10 апреля 1879 года переведен миссионером «к Парфениевской Благовещенской церкви». С 1879 года по 1885 год отец Иннокентий Преловский «состоял безвозмездно законоучителем при Парфениевской Миссионерской школе», а с 1885 года при Кудинском инородческом ведомстве народных просветительских училищ.

В 1880 году, по предложению того же архипастыря, 16 февраля за № 1417 Консистория внесла фамилию отца Иннокентия в формулярный список «за успешное и плодотворное начало в миссионерском служении» об этом ему было объявлено 28 февраля. А 26 мая священник «за усердную полезную службу» награжден набедренником.

29 марта 1883 года отец Иннокентий Преловский удостоен благословения Святейшего Синода. 4 октября 1884 года Его Преосвященством Преосвященнейшим Макарием, епископом Киренским, начальником отдела Духовной миссии ему «преподано благословение со внесением в послужной список за особенную благочестивую ревность о привлечении неверующих Бога в ограду Христову».

По прошению 24 августа 1885 года священнослужитель переведен миссионером в Усть-Ордынскую Троицкую церковь и назначен благочинным Миссионерских церквей Верхоленского округа. В документах о церкви сообщается, что «грамоту и указ имеет, от роду 31 года».

Здесь его ожидали миссионерские труды священника, благочинного, преподавателя. Известно, что с 1885 года он преподавал Закон Божий, а с 1889 года церковное пение в училищах при Кудинском Инородческом Ведомстве Народного просвещения.

8 апреля 1887 года Святейшим Правительствующим Синодом ко дню Святой Пасхи «за отлично усердную и полезную службу» отец Иннокентий награжден бархатною фиолетовою скуфьею. Награду подтверждает Свидетельство Иркутской Духовной Консистории от 10 июня 1887 года, а 10 марта 1887 года – камилавкою.

25 июля в 1888 года как миссионер и благочинный Верхоленского округа священник Иннокентий Преловский сопровождал на остров Ольхон епископа Киренского Макария вместе с протоиереем Иоанном Родионовым, благочинным приходских Верхоленских церквей священником Иннокентием Пляскиным и протодиаконом Вознесенского монастыря.

16 ноября 1888 года от Иркутской Духовной Консистории назначены владыкой для произнесения в церквах катихизических поучений на 1889 год священники, получившие богословское образование. Среди них по Верхоленскому благочинию назначен священник Иннокентий Преловский.

Главной заботой отца Иннокентия были его прихожане. Он неутомимо просвещал окружающих светом веры Христовой: совершал богослужения, церковные обряды крещения, святого причастия, исповеди, венчания, соборования, погребения. Проповедовал, например, за 1889 год им произнесено экспромтом 28 проповедей, а в 1890 году – 29.  Посещал дома своих прихожан. 

Отец Иннокентий о проделанной работе отчитывался перед Иркутской Духовной Консисторией и благочинным Миссионерских Церквей Верхоленского округа. В его круг должностных обязанностей входили рапорты, клировые ведомости о церквях и священниках, исповедальные ведомости, ведомости об исполнении церковных обрядов, приходно-расходные ведомости, переписка со степными думами, инородными управами, родовыми управлениями о крещении, венчании инородцев, разбирательство прошений и жалоб прихожан.

В 1890 году, по благословению епископа Киренского Агафангела, Викария Иркутского, начальника Иркутского Отдела Духовной Миссии, отцом Иннокентием Преловским был проведен ремонт Усть-Ордынского Троицкого храма со снятием Святого Престола, который после ремонта был поставлен на «листвянный утрамбованный фундамент». В Памятной записи сказано: «… полы все перебрали, Иконостас облачен…  столы и потолки оклеены обоями, пристроена пономарка с печью. Весь храм покрыт железом и покрашен зеленою краской, сама же церковь окрашена зеленоватою.  …сделаны фронтоны, а на Св. Алтаре устроен купол, которого не было». На ремонт храма к уже собранной сумме благотворителей архипастырь выдал 500 рублей из миссионерских сумм.

21 октября того же года утром храм был освящен владыкой. «Его Преосвященству сослужили: местный миссионер-священник, Благочинный Иннокентий Преловский, миссионер Хоготовского стана священник Николай Попов, священник Харатский Димитрий Серебренников, Тугутуйский Павел Куликов, Куядский Александр Попов и Куядский заштатный Николай Попов». После освящения Святого Престола и крестного хода вокруг храма епископ Киренский Агафангел окрестил девять человек, «приготовленных местным миссионером». Такое групповое крещение –  первое от руки архипастыря с основания стана, отмечается в Памятной записи. На службах пели архиерейские монастырские певчие.

После Литургии была трапеза в доме миссионера, на которой владыка после пения «Отче наш» благословил трапезу инородцев, и трапезничали вместе православные и язычники.

Первый отчет певчих, обученных отцом Иннокентием в местном инородческом училище, состоялся 25 декабря 1890 года. Хор из 25 учеников и учениц, пели на Литургии по слуху на три голоса в составе двух ликов (хоров). В течение 1891 года они пели при совершении Литургии. В документах о церкви отмечается, что певчие – это дети местного инородческого населения.

В 1891 году епископ Агафангел вложил в Усть-Ордынскую церковь дары Миссии: ризу, епитрахиль, набедренник, пояс, поручи и покрывала. С 1893 года священник Преловский был наблюдателем церковно-приходских школ Верхоленского округа.

В сведениях об Усть-Ордынской церковно-приходской школе за 1893-94 учебный год в списке 10 учеников старшего, среднего и младшего отделений. Дети изучали Закон Божий, русский и славянский языки, арифметику, пение. В приход Усть-Ордынского миссионерского стана Иркутского округа входили улусы управ Кудинской, Капсальской, Абаганатской, Ордынской и Усть-Ордынского селения. В приходе имелись две школы ведения Дирекции народных училищ Кудинского и Капсальского. В Кудинской школе обучалось православных 12 мальчиков и 8 девочек, а в Капсальской – 12 некрещенных мальчиков. В улусах священниками проводилось и домашнее обучение детей язычников. Отмечено, что без обучения крещеных детей школьного возраста оставалось в селении Усть-Ордынский 18 человек, а в улусах – 33. Число некрещенных мальчиков и девочек неизвестно. В отчете написано, что из учеников и учениц Кудинского училища организован хор певчих. Отчет подписан миссионером-священником Василием Ларевым, священником Зиновием Верещагиным (фамилия написана неразборчиво), учительницей Таисией Щаповой.

Процесс христианизации коренного населения шел с большим трудом. Причинами были незнание миссионерами бурятского языка, не оказывало должной поддержки инородческое начальство и проникновение ламаизма в Предбайкалье.  Наглядно об этом говорят цифры количества прихожан по Усть-Ордынской церкви, например, в 1885 г. крещеных оседлых бурят в селении Усть-Ордынском – 218, других – 27, в 1896 г. соответственно – 281, других – 53. По четырем ведомствам в 1890 г. – 587, а в 1896 г. – 975 человек. Сравним, некрещенных бурят в 1895 г. по четырем ведомствам, приписанным к Усть-Ордынскому приходу – 12 462 человека.

За период службы миссионером-священником Преловским в Памятной записи церкви с 1887 по 1897 год сообщается о посещении Усть-Ордынского храма начальником губернии Г. Коленко, который слушал последование страстей Христовых, епископом Киренским Макарием, начальником Иркутского отдела Духовной Миссии, архиепископом Иркутским и Нерчинским Вениамином, епископом Агафангелом, владыкой Евсевием, производившем ревизию церковных документов и посетившем Тугутуйское селение. При посещении церкви архипастыри вели продолжительные беседы с собравшимся народом о христианской жизни, «во множестве язычниками».

Надо заметить, что согласно переписи населения 1897 года, процент грамотности среди населения Сибири в целом составлял для мужчин и женщин 19, 2 и 5, 1 соответственно, а для национального населения Сибири – всего 8, 1 и 1, 6 %. Поэтому, на наш взгляд, миссионеры-просветители внесли огромный вклад в дело обучения бурятских детей грамотности.

О семье в церковных документах написано, что жена его Мария Федоровна, от роду 26 лет, окончила курс в Иркутском женском Духовном училище со званием домашней учительницы. «За отлично усердную службу» в звании учительницы при Парфениевском Миссионерском училище ей их Консисторией 12 января 1884 года выдано Свидетельство. Преловские воспитывали пять детей. С ними жила мать отца Иннокентия Александра Ильинична, вдова, от роду 63 лет (в 1890 г.). Она получала ежегодное пособие в сумме 40 рублей из Иркутского Епархиального Попечительства.

Последние годы своей жизни Иннокентий Алексеевич пережил лишение (смерть жены), остался вдовцом в 40 лет. В 1895 году его дети: Михаил 18 лет, Алексей 16 лет обучались в Иркутской Духовной семинарии, а Александра 15 лет и Анна 13 лет –  в Иркутском Женском Духовном училище, Парфений 11 лет – в Иркутском Духовном училище.

Следует отметить и неприятности по службе священника.  Так, 2 октября 1896 года в храме была сорвана печать у кружки святого Николая при вратах, а с 18-го на 19-е октября в ночь церковь ограблена: вся церковная серебряная утварь похищена. 

В Памятной записи церкви за 1897 год сообщается, что «24 августа была отслужена Литургия по случаю празднования юбилея местному Благочинному священнику Иннокентию Преловскому, и после Литургии Владыка изволил отслужить с отцами миссионерами молебен Живоначальной Троице…». А 29 октября отец Иннокентий скончался после продолжительной болезни «с полным христианским напутствием… на 43 году от рождения, сослужившем в сем стане 12 лет». 

В третьей части Метрической книги Усть-Ордынской Троицкой церкви за 1897 год под № 14 миссионером-священником Николаем Цветковым записано: «Отпевал и приобщал» И. Преловского священник Тугутуйской Петро-Павловской церкви Павел Куликов. Совершали «погребение» миссионер-священник Николай Цветков с псаломщиком Геннадием Вдовиным. «Погребен» отец Иннокентий Преловский «в местной церковной ограде»

Можно предположить, что похоронен священник Иннокентий Преловский в ограде старой церкви поселка Усть-Ордынский (территория бывшей Усть-Ордынской средней школы № 2, со стороны ул. Каландарашвили, в парковой зоне.  Ныне окружного Государственного национального музея).

В 1994 году, по рассказам коренной жительницы (1914 г.р.), заслуженных людей раньше хоронили в ограде церкви.

Например, похоронена ее бабушка-травница, она «врачевала» людей, на ее могиле был деревянный крест. «Также похоронена Амосова Александра, пекла «просвиру» для церкви, Синицыны – богатые люди, помогали церкви, на их могиле были белые плиты и крест деревянный».

Известно, что в 1934 году церковь была закрыта, а могилы сравняли с землей.

Важно помнить об этом всем. Это наша история.

Н.М. Белобородова, кандидат исторических наук, Усть-Орда

Высокопреосвященнейший Парфений, архиепископ Иркутский и Нерчинский