Новости Иркутской митрополии

Сотворяя красоту для спасения души

Источник информации: Иркутская митрополия
13 Ноября 2021

13.11.2021

Роспись храма – это больше чем просто его украшение. В художественное убранство, тщательно продуманное до мельчайшего штриха, словно в шкатулку, вложено драгоценное для разума и сердца человека содержание. В церковных стенах руками мастеров и с Божией помощью красота материальная перерождается в красоту духовную, напоминая о том, к чему каждому из нас должно стремиться на своём земном пути… Третий год в шелеховском храме святых первоверховных апостолов Петра и Павла совершается этот особый созидательный процесс. Постепенно близится к завершению роспись четверика, далее предстоит облагородить трапезную и притвор.

Работа по росписи единственного в Шелехове крупного храма началась в 2018 году, с 2019-го занимается ею известная иконописная мастерская «Аксиос», собравшая лучших выпускников Московской духовной академии. Творческая артель объединяет художников-иконописцев из российских городов, Белоруссии и Украины. Под руководством члена Союза художников России и международной ассоциации изобразительных искусств ЮНЕСКО Глеба Мамонова профессионалы преображают храмы в разных уголках нашей страны.

Масштаб работ в храме святых апостолов Петра и Павла впечатляет. Чего только стоит сложная система лесов – внушительное многоярусное сооружение, которое строители трансформируют, следуя за передвижениями художников. В общей сложности здесь будет покрыта росписью поверхность площадью порядка 3000 квадратных метров, из них – чуть более 2000 квадратных метров в четверике, где сейчас и трудится бригада мастеров. Ответственное дело требует от них глубоких знаний канона и традиций и вместе с тем гибкого творческого мышления, искреннего вдохновения, крепкой руки и огромного терпения, чтобы быть на высоте, причём во всех смыслах. А высота, к слову, немалая – порядка 30 метров. Доводилось мастерам подниматься под купол и на 47 метров в городе Электростали. Но к таким вершинам они привычные. А вот свой профессионализм доказывают раз за разом на каждом объекте.

- Роспись должна подчёркивать индивидуальность храма, для этого нужно грамотно разработать эскизный проект, – объясняет Глеб Мамонов. – Мы обсуждаем, какой должна быть ключевая идея росписи – иначе говоря, система росписи и богословское обоснование, какие композиции, образы и где следует разместить. Также обращаемся к образцам древних христианских памятников: ценный многовековой опыт помогает избежать серьёзных ошибок. Это довольно длительный процесс поиска. Когда решение, наконец, найдено, эскиз обретает свои черты: в нём отражены формы, ритм, колорит. Затем эскизный рисунок переносится на стену.

Задача художников – акцентировать внимание на вызывающих восхищение архитектурных элементах храма, важных составляющих его пространства (например, на иконостасе), сгладить неудачные строительные решения. «Если есть возможность сделать лучше, мы никогда её не упускаем», – отмечает Глеб Мамонов.

Рабочий день художников не нормирован: он может длиться и 12 часов, и дольше. Но на труд для духовного блага людей и силы свыше даются. Любой мастер, с любовью относящийся к своему делу, стремится к совершенству. Качественная роспись должна представлять собой единый ансамбль, гармоничный по эстетике и смысловому содержанию.

– В Петропавловском храме задача несколько осложнялась тем, что до нас уже работали художники. Часть первоначальной росписи мы сохранили, часть пришлось подправить в соответствии с проектом, – рассказывает руководитель мастерской «Аксиос». – За основу взяли византийский стиль XIV века, периода Палеологовского ренессанса, характеризующегося расцветом иконописи. Он отличается объёмностью форм, стилизованной анатомичностью; кроме того, позволяет передать суть учения о Фаворском свете и отразить этот свет в одеждах и ликах святых. Такое изображение, на наш взгляд, ближе и понятнее современному человеку.

В росписи храма – осуществляется она традиционно сверху вниз – раскрывается тема Нового Завета и двунадесятых праздников. В качестве центровой выступает композиция «Вознесение Господне». В конхе заняли своё место образы Богородицы и ангелов, в пространстве барабана под главным куполом – образ Спасителя. 

– Ниже располагается фриз, где появятся поясные и ростовые изображения святых, – продолжает рассказывать Глеб Мамонов. – В восточной части будут размещены фигуры апостолов Петра и Павла, далее святые, почитаемые на Руси и Вселенской церковью, возможно, местночтимые святые. Их список сейчас формируется.

Если убранство четверика посвящено преимущественно событиям новозаветной истории, то в оформлении архондарика мастера обратились к сюжетам Ветхого Завета.

Немаловажным элементом росписи являются разнообразные орнаменты, в зависимости от художественной задумки несущие смысловую нагрузку (например, иллюстрирующие рай) или выполняющие больше декоративную функцию (скажем, с целью структурировать пространство, выделить те или иные композиции, элементы).

В работе художники используют немецкие силикатные краски на основе жидкого калиевого стекла. Созданные ещё в XIX веке и усовершенствованные с помощью современных технологий, они выдержали проверку временем. Выполненная ими стенопись более долговечная, чем любая другая. Краски, проникая в шпаклёвку и образуя с ней единый слой, обеспечивают отличную сохранность живописи, к тому же создают эффект настоящей фрески (росписи по сырой штукатурке). Также для создания основных композиций применяются сусальное золото и поталь.

Кропотливый труд с использованием хороших материалов требует значительной финансовой поддержки. На протяжении всего строительства и благоустройства храма неоценимую помощь оказывают постоянные меценаты – семья Игоря и Натальи Гринберг. Благодаря их участию обретают благолепный вид и внутренние помещения храма. 

Завершить роспись четверика мастера иконописной студии «Аксиос» планируют к концу февраля. Тогда строители смогут демонтировать леса, уложить напольное покрытие, повесить хорос. И богослужения, которые сейчас проходят в трапезной, будут, как и положено, проводиться здесь, перед мраморным иконостасом. А в освободившейся трапезной и притворе после ремонтных и отделочных работ за дело вновь возьмутся художники. Постепенно, штрих за штрихом, храм полностью облачится в великолепное одеяние, будто укутывающее тёплым покровом, защищающее своим светом и чистотой человека, который приходит сюда за благодатью и спасением для души…

Ксения Петрова, Шелехов