Новости Ивановской митрополии

Источник информации: Ивановская митрополия
19 Июня 2018

По благословению Святейшего Патриарха Кирилла на Иваново-Вознесенскую землю прибыл ковчег с гвоздем от Креста Господня.

вторник, 19 июня 2018 г.

Протоиерей Александр Сорокин. Книга Еноха о Нефилимах.

Предлагаем вниманию читателей статью настоятеля Казанского храма г.Иваново протоиерея Александра Сорокина о проблеме библейских исполинов. Статья носит дискуссионно-публицистический характер.

В книге Бытия глава 3 стих 15 после грехопадения первых людей Адама и Евы Бог сказал змею, то есть диаволу: «и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту».
Это место Священного Писания обычно называют Первоевангелием, первым мессианским обетованием. Дева Мария родила от Святого Духа Господа нашего Иисуса Христа: «Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим.» (Лк.1,35).
У пророка Исаии Бог говорит пророку: «Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил.» (Ис.7,14). Как через первую женщину Еву дьявол толкнул Адама на грех, так через Пресвятую Богородицу рождается Спаситель. Святой Ириней Лионский писал: «…когда же пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего, родившегося от жены (Гал.4,4). Ибо враг не был бы справедливо побежден, если бы победивший его не был человек от жены. Потому что через жену он вначале возобладал над человеком и поставил себя врагом человеку. Посему и Господь исповедует Себя Сыном Человеческим, восстановляя в Себе первородного человека, от которого создана была жена; чтобы также как через человека побежденного (Адама), род наш снисшел в смерть, через человека-победителя (Христа) мы бы опять взошли в жизнь…». (Ириней Лионский «Против ересей» 5,21.1 ) стр.111. [ком. Отц. церкви]
Конечно же, можно предположить, что слыша такие обетования диавол обрушил на род человеческий всю свою злобу, чтобы «семя жены» не поразило его в голову. Так являются ли исполины семенем дьявола?
В книге Бытия глава 6,1-4 мы читаем: «Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери, тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал. И сказал Господь [Бог]: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками [сими], потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет. В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди».
Исполины – евр.нефилим (рефаимы, емимы, замзумимы) упоминаются в Библии и после потопа:
1. Числа.13,34: «там видели мы и исполинов, сынов Енаковых, от исполинского рода; и мы были в глазах наших пред ними, как саранча, такими же были мы и в глазах их».
2. Втор.2,10-11: «прежде жили там Эмимы, народ великий, многочисленный и высокий, как сыны Енаковы, и они считались между Рефаимами, как сыны Енаковы; Моавитяне же называют их Эмимами»
3. Втор.2,19-21: «и приблизился к Аммонитянам; не вступай с ними во вражду, и не начинай с ними войны, ибо Я не дам тебе ничего от земли сынов Аммоновых во владение, потому что Я отдал ее во владение сынам Лотовым; и она считалась землею Рефаимов; прежде жили на ней Рефаимы; Аммонитяне же называют их Замзумимами; народ великий, многочисленный и высокий, как сыны Енаковы, и истребил их Господь пред лицем их, и изгнали они их и поселились на месте их»
4. Втор.3,11: «ибо только Ог, царь Васанский, оставался из Рефаимов. Вот, одр его, одр железный, и теперь в Равве, у сынов Аммоновых: длина его девять локтей, а ширина его четыре локтя, локтей мужеских»
5. Иисус Навин 12,4: «Они также разбили Ога, васанского царя. Он был последним из рефаимов и правил землёй Аштарофа и Едрея»
6. 2 Цар. 21,11: «И донесли Давиду, что сделала Рицпа, дочь Айя, наложница Саула. [И истлели они; и взял их Дан, сын Иои, из потомков исполинов»
7. Ис. 14,9: «Ад преисподний пришел в движение ради тебя, чтобы встретить тебя при входе твоем; пробудил для тебя Рефаимов, всех вождей земли; поднял всех царей языческих с престолов их».
8. Ис. 26,14: «Мертвые не оживут; рефаимы не встанут, потому что Ты посетил и истребил их, и уничтожил всякую память о них».
9. 2 Цар. 21,11: «И донесли Давиду, что сделала Рицпа, дочь Айя, наложница Саула. [И истлели они; и взял их Дан, сын Иои, из потомков исполинов»
10. 2 Цар. 21,18-20: «Потом была снова война с Филистимлянами в Гобе; тогда Совохай Хушатянин убил Сафута, одного из потомков Рефаимов. Было и другое сражение в Гобе; тогда убил Елханан, сын Ягаре-Оргима Вифлеемского, Голиафа Гефянина, у которого древко копья было как навой у ткачей. Было еще сражение в Гефе; и был там один человек рослый, имевший по шести пальцев на руках и на ногах, всего двадцать четыре, также из потомков Рефаимов»
11. Иов. 26,5-6: «Рефаимы трепещут под водами, и живущие в них. 6 Преисподняя обнажена пред Ним, и нет покрывала Авадону».
12. Прем. Соломона 14,6: «Ибо и вначале, когда погубляемы были гордые исполины, надежда мира, управленная Твоею рукою, прибегнув к кораблю, оставила миру семя рода»
13. Прем. Иисуса сына Сирахова 16,8: «Не умилостивился Он над древними исполинами, которые в надежде на силу свою сделались отступниками».
14. Прем. Иисуса сына Сирахова 47,4-5: «В юности своей не убил ли он исполина, не снял ли поношение с народа, 5 когда поднял руку с пращным камнем и низложил гордыню Голиафа»
15. Варух 3,26-28: «Там были изначала славные исполины, весьма великие, искусные в войне. Но не их избрал Бог, и не им открыл пути премудрости; и они погибли оттого, что не имели мудрости, погибли от неразумия своего».
16. 3 Макк. 2,4: «Ты некогда погубил делавших беззаконие, между которыми были исполины, надеявшиеся на силу и дерзость, и навел на них безмерную воду» и другие цитаты Священного Писания.

В книге Иова глава 1 стих 6 говорится о том, что сыны Божии – это Ангелы: «И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана».
В книге Даниила глава 2 стих 11 говорится о языческих бестелесных богах: «Дело, которого царь требует, так трудно, что никто другой не может открыть его царю, кроме богов, которых обитание не с плотью».
Посмотрим, что говорили о сынах Божиих отцы Церкви, прп. Ефрем Сирин : «Видевше же сынове Божии дщери человечи, яко добры суть, пояша себе жены от всех, яже избраша» (Быт.6:2). Сынами Божиими называются сыны Сифовы. Они, как чада праведного Сифа, именуются народом Божиим. «Добры суть... дщери человечи», которых увидели сыны Божии, суть дщери Каиновы; их красота и убранство послужили сетью для сынов Сифовых. Слова же: «пояша себе жены от всех, яже избраша», – показывают, что когда брали их себе в жены, тогда гордились перед ними, делали из них выбор, бедный превозносился пред богатой, старый кичился пред юной, самый безобразный надмевался пред самой красивой…Рождавшиеся были исполинами для малорослого племени Каинова, а не для крепкого племени Сифова. В потомстве же Каиновом люди стали малорослы, потому что проклятая Богом земля не давала им силы своей и доставляла только слабые и лишенные силы произведения (пищу), как бывает и ныне, что земля, плоды и травы иногда дают силу, а иногда не дают ее. Поскольку потомки Каиновы как проклятые, как сыны проклятых и как жившие на земле проклятой собирали и ели тогда такие произрастания земли, лишенные силы, то и сами стали так же бессильны, как и то, чем они питались.» [толкование на книгу Бытия Отцов Церкви, стр.151-152].
Блаженный Августин в «Граде Божьем» 15,23 библейские комментарии страница 152 , писал, «что по каноническому писанию, как еврейскому, так и христианскому, представляется несомненным, что до потопа было много гигантов, и что они были гражданами земнородного общества людей; сыны же Божии, которые произошли по плоти от Сифа, уклонились в это общество, оставив правду. Не будет, впрочем, ничего удивительного, если и от них могли рождаться гиганты. Не все, конечно, были в то время гигантами; но во всяком случае их было тогда гораздо больше, чем в дальнейшие времена после потопа. Творцу было угодно создать их для того, чтобы показать, что не только красота, но и величина и крепость тела не должна быть высоко ценима мудрым, блаженство которого заключается в благах духовных и бессмертных, далеко лучших, более постоянных и свойственных только добрым, а не в благах, общих для добрых и злых». Блаженный Августин не отрицает наличие гигантов до потопа, но сынами Божьми называет потомков Сифа ,так же как и прп. Ефрем Сирин.
Другого мнения придерживался святой Климент Александрийский, ранний отец Церкви, в своем произведении «Педагог 3,2.14» стр. 150 комментарии Отцов Церкви. Он писал: «Два возничих есть на небе; только их одних огонь и слушается. Благоразумие отклоняемо бывает похотью от своего пути; и здравое мышление, не обуздываемое Логосом, легко впадает в надменность, и следствием сего уклонения бывает низвержение. Доказательством сего служат ангелы, оставившие красоту Божию ради красоты преходящей и низвергшиеся с неба на землю».
Об этом также повествует Немезий Эмесский в «Природе человека» [40], комм. Отцов Церкви …стр.150. «Из бестелесных существ только ангелы изменились к худшему, и то не все, а лишь те из них, которые, увлекшись к низкому, возымели склонность к земным вещам, отступив от общения с высшим и Богом ». C ним солидарен святитель Амвросий Медиоланский: «О Ное» [4,8] стр. 152 комм. «В то время были на земле исполины. Автор Божественного писания называет сынов земли исполинами не иносказательно, но обозначает этим именем рожденных от ангелов и земных женщин, желая подчеркнуть этим громадность их тел».
В книге же пророка Исаии глава 43 стих 6 сынами и дочерями своими Бог называет потомков Иакова, хранителей истинной веры: «Северу скажу: отдай; и югу: не удерживай; веди сыновей моих издалека и дочерей моих от концов земли». Также в книге пророка Осии глава 1 стих 10: «Но будет число сынов Израилевых как песок морской, которого нельзя ни измерить, ни исчислить; и там, где говорили им: «вы не Мой народ», будут говорить им: «вы сыны Бога живаго».
Действительно, ангелы являются бесполыми и не вступают в брак (Мф. 22,30). Что же такое семя дьявола о котором говорится в Бытии 3 глава 15 стих: «и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту»?
Посмотрим, что говорит об этом прот. Александр Мень [«Исагогика», стр 138]: «Языческие цари и герои считались детьми богов и земных женщин. Этот мотив, по-видимому, использован в библейском сказании о «сынах Божиих», которые вступали в брак с дочерями человеческими. Иногда этот союз толковали как браки между потомством Сифа и греховными потомками Каина. Однако в Библии «сынами Божиими» обычно именуются духовные существа (Иов 2,1; Пс 28,1). В Книге Еноха, которая пользовалась уважением в ранней Церкви (см. ссылки на нее в Иуд 1,6-14), «сыны Божии» — это падшие духи, научившие людей магии и волхованиям. В свете этих сказаний понимали рассказ Быт 6,1-4 Филон и многие отцы Церкви (св. Иустин, свт. Ириней, Климент, свт. Амвросий и др.). Известный православный богослов В. Н. Лосский пишет: «Может быть, это новое падение следует связывать с таинственным общением между ангелами и людьми, в результате чего появляются «исполины». Не было ли это какой-то люциферианской гнозой, из которой человек черпал необычную для себя власть?» (Догматическое богословие. — БТ, в. 8, с.165).
Брачный союз в символике Св. Писания нередко означает союз религиозный (Ос 2,16; Ефес 5,25-33), поэтому «брак» с духами может быть понят как измена людей Богу и установление ими греховного союза с духами (т. е. как возникновение язычества). Исполины в таком случае — это обоготворенные цари языческой древности, прославленные в легендах и мифах. Например, месопотамский царь Гильгамеш изображен как «на две трети бог, на одну треть человек».
Что же эта за книга Еноха, которую косвенно ап.Павел цитирует в Послании к Евреям глава 11, стих 4; ап. Петр во 2-м Послании 2 глава, стих 4; ап. Иуда глава 1, стихи 6-14, о которой вспоминал Тертуллиан «О женском убранстве» ? это так называемая апокрифическая книга, она была написана в I веке до нашей эры и могла быть не принятой позднее иудеями из-за мессианских мест, как об этом писал Тертуллиан: «Ведь ангелы, которые тем временем осознали глубину своего падения и после того, как любовная страсть их испарилась, затосковали по небу, за соблазнившую их природную красоту отомстили женам, чтобы те не радовались своему счастью, но за отход от простоты и скромности вместе с ними попали у Бога в немилость. Они знали, что Богу неугодны роскошь, тщеславие и стремление выглядеть привлекательно. Тех ангелов, конечно, мы будем судить (ср. 2 Петр. 2,4), ибо они — не ангелы, а демоны, от которых мы при крещении отреклись, и их провинность даже людям дает право судить их. Так на что остается им надеяться перед судьями? Что общего у будущих судей с будущими подсудимыми? То же, я полагаю, что у Христа с Велиалом (2 Кор. 6,15). Сможем ли мы уверенно взойти на судейский помост, чтобы вынести приговор тем, к чьим дарам мы продолжаем стремиться? Ведь и вам Бог обещал ту же, ангельскую, сущность, тот же, что и мужчинам, пол, то же почетное звание судей. И если здесь мы не вынесем предварительный приговор заранее осудив те их проступки, за которые будем судить их потом то не мы над ними, а скорее они будут над нами судьями. 3. Знаю, что книгу Еноха, в которой предсказано такое будущее ангелов, некоторые отвергают на том основании, что она не входит и еврейский канон. Надеюсь, они не считают, что она была написана до потопа, а после этой всемирной катастрофы смогла уцелеть. А если они с этим согласны, то пусть припомнят, что правнуком Еноха был переживший катастрофу Ной, который благодаря семейному преданию слушал о богоугодности своего прадеда и обо всех его пророчествах, так как Енох своему сыну Мафусалу поручил передать их своим потомкам. Итак, Ной сохранил пророчество Еноха, — не умолчал же он о других предсказаниях: как о милости Бога, Спасителя своего, так и о славе своего потомства. Но даже если бы это было не столь очевидно, есть и другой довод за подлинность этой книги. Ной также мог воссоздать ее, уничтоженную потопом, как Ездра восстановил еврейское Писание после разрушения вавилонянами Иерусалима. А так как Енох в той же книге пророчествует и о Господе, нам не следует отвергать ничего из того, что имеет к нам отношение. К тому же сказано: Всякая боговдохновенная книга пригодна для воспитания (2 Тим. 3,16). Иудеи позднее могли ее и отвергнуть, как и многое другое, напоминавшее о Христе. Неудивительно, что они не признали говорившие о Нем книги, если позднее не признали Его Самого. Добавьте сюда и то, что пророчество Еноха засвидетельствовано у апостола Иуды». Ее списки найдены в Эфиопии в конце 18 века: так называемая «Книга исполинов» была обнаружена в Кумране, где говорится о разврате первых людей и развращении всей природы, созданной Богом, за что и был уничтожен человеческий род и животный мир. Об этом говорит и Иосиф Флавий, что падшие ангелы смешались с дочерями человеческими ,и от этого произошли гиганты, надменные и злые люди (Иосиф Флавий «Иудейские древности» изд. Альфа-книга, Москва, 2011, глава 3 ,стр. 12). Христианские учителя Церкви как Феофил Александрийский, Климент Александрийский , Тертуллиан, церковные писатели: Евсевий, Иероним и другие с похвалою отзываются об Иосифе Флавии, ссылаясь на него как на признанный авторитет. У Иосифа Флавия есть свидетельства о Иисусе Христе (Древности, 18 глава, 3,3), о смерти Иоанна Крестителя (Древности, 18 глава5,2), о Иакове, брате Господнем (Древности, 20 глава,9,1), о Ноеве Ковчеге.
О Енохе, седьмом по счету потомке Адама, из Библии известно в книге Бытия 5, 21-24: «Енох жил шестьдесят пять лет и родил Мафусала. И ходил Енох пред Богом, по рождении Мафусала, триста лет и родил сынов и дочерей. Всех же дней Еноха было триста шестьдесят пять лет. И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его».
Книга Еноха повествует о путешествии Еноха не небо, где он наблюдал восстание Сынов Божиих, картины грядущего конца света, постиг небесную механику и будущее сынов Израиля, а также много иного сокровенного. Книга Еноха считалась в раннехристианском мире хотя и не канонической, но авторитетной. На нее ссылались Тертуллиан и Ориген. Когда канон Святого Писания был сформирован, авторитет книги Еноха угас, а ее текст потерялся. Как уже писалось выше книга Еноха была обнаружена в 1773 году на эфиопском языке (амхара) в двойном переводе, с арамейского и древнееврейского через греческий, но зато полностью ,что огромная редкость. В последствии в Амхиме (Египет) при раскопках были найдены два больших фрагмента греческого текста , а в Кумране (Палестина) – большое количество коротких арамейских фрагментов их сопоставление позволяет читать данный текст, переведенный с эфиопского, аутентичным, разбивка ее на главы условна. Исследователи, например, Р. Чарльз усматривают в ней несколько перемешанных разновременных частей, состоящих из комбинации фрагментов. Есть эпиграф Еноха на старославянском.
Святитель Иоанн Златоуст писал: «Люди называются сынами Божиими, а ангелы – никогда. Об ангелах (Писание) говорит: «творяй ангелы своя духи, и слуги своя огнь палящ» (Пс.103:4), а о людях: «Аз рех: бози есте» (Пс.81:6); и опять: «сыны родих и возвысих» (Ис.1:2); и опять: «первенец мой сын Израиль» (Исх.4:22); а ангел нигде не назван ни сыном, ни сыном Божиим. Но что они говорят? Подлинно, то были ангелы, но так как они сошли (с неба на землю) для беззаконного дела, то лишились своего достоинства. Другое еще большее пустословие! Так что же? Теперь они лишились (своего достоинства) и это именно было причиною их падения? Но Писание учит нас иначе, именно, что еще прежде создания первого человека они лишились того своего достоинства – и диавол и те (духи), которые вместе с ним домогались высшего достоинства, как и говорит премудрый: «завистию же диавола смерть вниде в мир» (Прем.2:24). В самом деле, скажи мне, если бы диавол не пал еще до создания человека, то как он, оставаясь в своем достоинстве, позавидовал человеку? Какой имеет смысл то, что ангел позавидовал человеку, бестелесный и находившийся в такой чести – обложенному телом? Но так как (диавол) ниспал с высочайшей славы в крайнее бесчестие и ниспал будучи бестелесным, а между тем видел, что человек создан и, будучи в теле, удостоен, по человеколюбию Создателя, столь великой чести, то разгорелся завистию и посредством обмана, совершенного им чрез змия, подверг человека наказанию смертию. Таково свойство злобы: не может она равнодушно переносить счастья других. Для всех очевидно, что диавол и все его полчище искони уже лишились небесной славы и сделались бесчестными. А с другой стороны, и не безумно ли говорить, будто ангелы низошли до сожительства с женами и бестелесная природа унизилась до совокупления с телами? Разве не слышишь, что говорит Христос об естестве ангельском: «в воскресеении бо ни женятся, ни посягают, но яко ангелы Божии суть» (Мф.22:30)...
Мы уже прежде сказали вам, что Писание имеет обычай и людей называть сынами Божиими. Так как они вели род свой от Сифа и от сына его, названного Еносом («сей бо, – говорит Писание, – упова призывати имя Господа Бога»), то его дальнейшие потомки в божественном Писании названы сынами Божиими, потому что они до тех пор подражали добродетели предков; а сынами человеческими названы те, которые родились прежде Сифа, от Каина, и от него вели свой род».
(Святитель Иоанн Златоуст «Беседы на книгу Бытия Беседа XXII») [https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolk_01/22]
Святитель Филарет Московский говорит о сынах Божиих, что это: «по тексту Александрийской Библии (в переводе Симмаха), приводимому Иеронимом, сыновья вельмож. Сей перевод не противоречит свойству еврейского выражения ????? ???? K (Пс. LXXXI. 6), но не слагается с настоящим сказанием Моисея. По тексту Александрийской Библии: Ангелы Божии. Сего мнения держится Лактаций (L. II, с. 14) и многие из древних. Иустин (in Apol.) утверждает, что от супружества Ангелов со дщерями человеческими произошли демоны. Афинагор в сих самых супружествах полагает падение Ангелов и от них же производит исполинов. Тертуллиан (De virg. et de singular cleric.) приписывает сим Ангелам изобретение астрологии, дорогих камней, металлов и некоторых женских украшений11. Но все сии предания противоречат свидетельству Иисуса Христа, что Ангелы не женятся (Мф. XXII. 30).По мнению Филона – человеческие души, которые, носясь в воздухе, желали обитать в телах человеческих (е gigant).По мнению новейших толкователей – потомки племени Сифова, которые не только были сыны Божии по благодати (Втор. XIV. 1. 1 Ин. III. 1), но, вероятно, под сим именем и составляли общество (Быт. IV. 26), противоположное обществу сынов человеческих, то есть потомков Каина, водимых одною человеческою поврежденною природою. Началом смешения столь противоположных обществ Моисей полагает прельщение красотою дщерей человеческих; а последствием то, что и те, которые принадлежали к обществу ходящих по духу, соделывались плотию, и самый свет начал прелагаться во тьму» свт Филарет Моск Толкование на книгу Бытия, Москва, Русский хронограф, 2004г. стр.160-161.
Профессор Лопухин А.П. также сходится с версией , что было смешение сифитов и каинитов, но видит в слове «нефилим» духовное значение как «разрушать, соблазнять, совращать, заставить падать», хотя и признает ,что этот термин иногда служит обозначением «великанов». [Толковая Библия или комментарии на все книги Святого Писания в семи томах ,Москва, 2008, том I, стр. 90-91]. Он приводит в доказательство рождения исполинов от падших ангелов ряд святых Отцов и учителей Церкви: Иустина Философа, Иринея, Афинагора, Климента Александрийского, Теруллиана, Амвросия Медиоланского и других. Но в конце концов склоняется к мнению, что под сынами Божиими следует подразумевать благочестивых сифитов, подтверждая это именами свт. Иоанна Златоустого, прп Ефрема Сирина, блж Феодорита, Кирилла Иерусалимского, Иеронима, Августина и других, и целый ряд современных ученых экзегетов во главе с Кейлем.
Так могли ли демоны иметь потомство от женщин?
Бесплотные духи материального семени не имеют, поэтому можно предположить, что семя дьявола – это потомки Каина, устроители града земного, а не небесного, о чем писал блаженный Августин:
«Хотя в этих апокрифах и встречается кое-что истинное, но по причине множества лжи за ними не признается никакого канонического авторитета. Нельзя, впрочем, отрицать, что Енох, седьмой от Адама, написал нечто божественное; об этом говорит в соборном послании апостол Иуда. Но написанного им не находится в том каноне Писаний, который сохранился в храме еврейского народа заботливостью преемствовавших друг другу священников: очевидно, что по причине древности достоверность этого (писания) была признана подозрительной и нельзя было уяснить, было ли это именно то, что он писал, ибо в данном случае преемственность сохранявших их надлежащим образом лиц была прервана (потопом).
Поэтому-то, распространяемое под именем Еноха и содержащее басни о гигантах такого рода, будто отцами их были не люди, по справедливому мнению людей разумных не должно быть приписываемо ему; ибо подобным образом и под именем других пророков, а в позднейшее время под именами и апостолов, распространялось еретиками много такого, что при тщательном исследовании было исключено из числа канонических книг под именем апокрифов. Итак, по каноническому писанию, как еврейскому, так и христианскому, представляется несомненным, что до потопа было много гигантов, и что они были гражданами земнородного общества людей; сыны же Божии, которые произошли по плоти от Сифа, уклонились в это общество, оставив правду. Не будет, впрочем, ничего удивительного, если и от них могли рождаться гиганты. Не все, конечно, были в то время гигантами; но во всяком случае их было тогда гораздо больше, чем в дальнейшие времена после потопа. Творцу было угодно создать их для того, чтобы показать, что не только красота, но и величина и крепость тела не должна быть высоко ценима мудрым, блаженство которого заключается в благах духовных и бессмертных, далеко лучших, более постоянных и свойственных только добрым, а не в благах, общих для добрых и злых. Выставляя это на вид, другой пророк говорит: «Там были изначала славные исполины, весьма великие, искусные в войне. Но не их избрал Бог, и не им открыл пути премудрости; и они погибли оттого, что не имели мудрости, погибли от неразумия своего». (Вар.3:26–28). (блаженный Аврелий Августин «О граде Божьем» Глава XXIII. Следует ли верить, что ангелы, существа духовные, были увлечены любовью к красивым женам и вступили с ними в браки, от которых произошли гиганты).
https://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgustin/o-grade-bozhem/15
«В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им. Это сильные, издревле славные люди» (Быт. VI, 1–4), поэтому бл. Августином было написано, что гиганты уже были на земле (он сам свидетельствует в этой книге, что видел зуб гиганта), особенное же когда потомки Сифа стали ходить к каинитянкам.
Как мы видим из Священного Писания гиганты были и после потопа (см. выше ссылки на Священное Писание), поэтому церковная археология может подтвердить правильность святых отцов, писавших, что от демонов люди не рождались. Это может подтвердить генетический анализ останков найденных ныне гигантов.
Мне вспоминается фильм американского археолога Рона Уайта, который обнаружил Ноев ковчег, города Содом и Гоморру, колесницу фараона на дне Красного моря, а также кровь Господа нашего Иисуса Христа на горе Голгофа, в которой израильской лабораторией было обнаружено двадцать четыре хромосомы (23 «X» хромосомы по линии матери и «Y» хромосому, которая определила мужской пол Спасителя и которая взята «неизвестно» откуда), то есть половинный набор. Если это правда, то это подтверждение, что Господь родился чудесным образом. А диавол истинных чудес не творит.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Библия
2. Комментарии отцов Церкви 1-8 веков Герменевтика.
3. «Исагогика» А.Мень
4. Толкование на книгу Бытия Отцов Церкви
5. свт. Филарет Московский Толкование на книгу Бытия, Москва, Русский хронограф, 2004г.
6. Профессор Лопухин А.П.
7. Иосиф Флавий
8. блаженный Аврелий Августин «О граде Божьем»
9. [https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolk_01/22
10. https://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgustin/o-grade-bozhem/15