Новости Ивановской митрополии

Источник информации: Ивановская митрополия
29 Июля 2013
Выступление на круглом столе «Русь Святая, храни веру Православную», посвященном 1025-летию Крещения Руси в Плесском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике 28 июля 2013 года
Ваше Высокопреосвященство, всечестныеОтцы, братья и сестры, вашему вниманию предлагается работа «Из истории храмасела Никольского».
В этом храме молилось не однопоколение моих предков. Сейчас его уже нет. Поэтому цель работы – понять, какую потерю понесла наша культурас разрушением храма в селе Никольском, определить его значение на разных этапахразвития.

В краеведческих исследованиях история Никольского изучается только всвязи с фабрикантами Скворцовыми и Павловыми, история же самого храма, судьбыего священников, история Никольского некрополя не изучены вовсе.
На основе исследований Д.С.Лихачёва я решил рассказать о наиболеепочитаемых иконах храма, его некрополе, священнослужителях, о его месте в истории родного края.
Я привлёк самые разнообразныеисточники: метрические книги, документы органов власти (постановленияПрезидиума Верховного совета РСФСР, Президиума областного исполнительногокомитета), обращения граждан, воспоминания старожилов.
Храм в селе Никольском был уничтожен в 60-е годы прошлого века. Но малокто знает, когда он был закрыт. Работая в архивном отделе администрацииФурмановского района, мне удалось установить, что это произошло 9 января 1939 года.Своё решение о закрытии храма Президиумивановского облисполкома обосновывал многочисленными просьбами рабочих городаСереда и пригородного совхоза, а также жителей самого села Никольского. В ходе работы в архиве Ивановской области я не нашёл ни одной подобной просьбы, а вотходатайств не закрывать храм достаточно много. Писали даже Сталину, но и это не помогло верующим. 7 июня того жегода решение о ликвидации храма было утвержденоПрезидиумом Верховного Совета РСФСР. В здании церкви, как информировалоблисполком Президиум Верховного Совета РСФСР, планировали разместить городскойклуб-театр. Однако на это переоборудование требовалось 65000 рублей, и временнохотели храм приспособить под спортивный зал. Ни клуб, ни спортзал не былиразмещены. В годы советской власти здание храма использовалось как гараж тракторного парка. Старожилы села утверждают,что белоснежные стены церкви служили экраном при просмотре кинофильмов.
Известно, что храм был построен в1849 году в стиле волжского классицизма. Высокая колокольня завершалась шпилем. Вход обозначался классическим портиком. Нопонять истинное значение храма, исследуятолько особенности его архитектуры, невозможно. Я обратил внимание на изучение его некрополя, деятельность священнослужителей, особо почитаемые иконы,связь храма с наиболее значимымисобытиями в истории России.
Писать о некрополе храма в селе Никольском мне было особенно интересно,ведь на нём в 1908 году был погребён мой прапрадед, Фёдор Иванович Каукин. Анализ метрических книг церкви показал,что в основном хоронили из Никольского-Горицких, Некрасова,Фроловки, Петрушихи, Скоморохово, Лопатино. Рост числа захоронений заставил в 1881 году расширить ограду кладбища.
Изучение истории некрополя позволяет сделать большой шаг вгенеалогии. Многие знают, что в Никольском-Горицких былипогребены основатель фабрики №1 Иван Иванович Скворцов, его родственники.Но до моего исследования не былиизвестны точные даты смерти и погребениясына и супруги фабриканта Ивана Скворцова. Судя по метрическим книгам, фабрикант Скворцов был погребён 14 января 1892 года. 11 октября 1886 года в 32 года от паралича скончался его сын, Николай. 29 февраля 1888 года на кладбище села Никольского была похоронена жена Ивана Ивановича Скворцова, Евдокия Петровна, умершая в 67 лет.
Около храма иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радость» находитсянадгробие с могилы Ивана ГавриловичаСкворцова, которого краеведы считают родственником фабриканта Скворцова. Судя по архивным документам, его отец, плёсский мещанин Гавриил Иванович Скворцов, родился в1799 году в селе Никольском, а погребён у храма этого же села в 1885 году. На кладбище Никольского покоятся сын и дочь Ивана Гавриловича, умершие в один месяц. Другая дочь вянваре 1886 года вышла замуж за Александра Тюрина. Интересно, что одна из Тюриных, Евдокия Павловна, была нянейНиколая Петровича Павлова, будущего фабриканта.
А сколько других замечательных людей было погребено в селеНикольском-Горицком, например сын основателя Голубева хутора (район улицХлебникова, Ивановской) Иван.
История некрополя в селе Никольском-Горицких связана и с событиямипервой мировой войны. В 1916 году на нём были похоронены беженцы, эвакуированные в наши края из Житомирскогоуезда Волынской губернии.
В нашем городе живёт много потомков похороненных на кладбище в Никольском-Горицких, поэтомуя составил книгу памяти, в которой 198 имён.
Изучая историю храма, невозможно не сказать о священнослужителях. Болеетридцати лет служил в Успенской церкви селаНикольского-Горицких Иван ФёдоровичТрихинский. Плохая сохранность документов существенно осложнила мои поиски, новсё же мои труды не были напрасными. В1882 году Иван Трихинский закончил Костромскую духовную семинарию, до 1884 года служил псаломщиком в Смоленскойцеркви села Никульского. 22 июня 1884 года женился на дочери священника села Никольского-Горицких Вере АлександровнеМалиновской, и вскоре был рукоположен в иереи. Его семейная жизнь не сложилась. 9 мая 1886 года скончалась жена, которой было всего 18 лет, а 5августа и маленькая дочка, Клавдия. Этоне помешало ему стать хорошим священником. О результатах его работы говорит хотябы то, что в приходе храма села Никольского-Горицких жил только один раскольник. В приходе жецеркви села Михалькова значилось 115старообрядцев, в Широкове 137. Что жепозволило добиться таких результатов? Иван Фёдорович Трихинский сотрудничал с Петром Васильевичем Звёздкиным,основателем первой школы нашего города,которая создавалась в целях борьбы с расколом. Священник Иван Трихинский преподавал ЗаконБожий в середской земской школе. Общение семьи священников Трихинских и отца Петра было очень плотным.Фёдор Трихинский, отец священника Ивана Трихинского, исповедовал Петра Васильевича Звёздкина. Это было одной из причин успеха. После революции отец Иоаннпострадал от властей. В 1922 году в ходекампании по изъятию церковных ценностей он был арестован.
Во многих русских храмах были иесть особо чтимые иконы, перед которымилюди просили у Бога помощи, украшали их, берегли. В Никольском чтилась икона «Успенья Пресвятой Богородицы».Выяснив, что село принадлежало Переяславскому Успенскому Горицкому монастырю, япредположил, что чудотворный образ храма связан с этой обителью.Действительно, в ней особо почиталась икона Успенья Пресвятой Богородицы,написанная в 14 веке поприказу великой княгини Евдокии. Может быть, в Никольском хранился список сэтого древнего образа.
Итак, священник храма села Никольского Иоанн Трихинский много лет былпреподавателем Закона Божия Середскогоземского училища. Благодарясотрудничеству священников храма с Петром Васильевичем Звёздкиным больших успеховудалось добиться в деле антираскольнической пропаганды. Удаётся проследить неодномоментные, а вековые связи храма с выдающимися людьми нашего города.Некрополь в селе Никольском мог быслужить памятником эвакуации в наши края мирного населения в годы первоймировой войны. С потерей храма культура нашего района, да иобласти значительно обеднела.