Новости Ивановской митрополии

Источник информации: Ивановская митрополия
29 Июля 2013
Выступление на круглом столе «Русь Святая, храни веру Православную», посвященном 1025-летию Крещения Руси в Плесском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике 28 июля 2013 года
ВашеВысокопреосвященство, досточтимые Отцы, братья и сестры, Вашему вниманиюпредлагается исследовательский проект «Неизвестные страницы становления храмаВознесения Господня». Храм Вознесения Господня, в народе белая церковь,является подлинной жемчужиной культуры нашего города.



Но много ли мы знаем обистории его становления? Анализ краеведческой литературы показал, что хорошоизучена история храма во второй половине 19 века. В работах Лидии ПавловныКоролёвой, Ильи Хохлова, Крестины Гречиной показана определяющая роль этойцеркви в развитии культуры Середы. Из истории же становления храма ВознесенияГосподня было известно только то, что в 1727 году был подписан указ о началестроительства в Середе-Упино, в вотчинеИвана Фёдоровича Барятинского каменного храма. Ни точный год окончаниястроительных работ, ни имя первого священника каменной церкви до нашегоисследования не были известны.
Цель исследования – изучить неизвестные страницы становленияхрама Вознесения Господня в первой половине 18 века в контексте истории Середыи рода князей Барятинских, устроителей храма. В соответствии с поставленной целью мы сформулировали задачи нашегоисследования: 1)установить наиболее значимые факты из истории Середы и родакнязей Барятинских до строительства храма Вознесения Господня. Что можетсвидетельствовать о значимости церкви; 2) рассказать о завершении строительстваи освящении храма Вознесения Господня.
Источниковаябаза. Для характеристикисоциально-экономического положения Середы конца 17- первой половины 18 веков мыиспользовали древние рукописи поступныхграмот, хранящихся в Российской государственной библиотеке. Поступная грамота –это документ, по которому крестьянину одного землевладельца разрешалось жить натерритории другого. Для этого также проанализированы материалы ревизских сказок. С целью описать экономическоеположение Середы были изучены указыПетра Великого. Для определения разнообразия связей князей Барятинских с нашимкраем мы изучили материалы писцовых книг. Также используются документы Сената и Синода сцелью выяснить неизвестные факты становления храма Вознесения Господня.
В первой главе нашей работы мы рассказываемо наиболее значимых событиях в истории князей Барятинских и Середы непосредственно перед строительством храма. Нам удалось выяснить, что князей Барятинскихс прежними владельцами Середы, князьями Черкасскими, связывали если не родство,то дружба. Судя по документам,опубликованным Константином Победоносцевым, молодой князь Иван ФёдоровичБарятинский 29 ноября 1712 года принял последнее дыхание Михаила Черкасского.
Нас очень заинтересовала и семья ИванаФёдоровича Барятинского. Он был женат на дочери государственного канцлераГавриила Ивановича Головкина, Наталье. Участие в многочисленных походах надолгоразлучали супругов. Зачастую и переписка между ними была невозможна, а военныепоходы были полны опасностей. В 1715 году князь Иван Барятинский участвовал в Финляндском походе, но переписка сродственниками не была организована. В дело вмешался царь Пётр. Он повелелФёдору Апраксину наладить почту князя Ивана Барятинского с его тестемканцлером Головкиным. Изучение этойпереписки позволяет представить нам Ивана Фёдоровича, как любящего мужа и отца.Семейное счастье не было достаточно долгим. 29 июня 1726 года его супругаНаталья скончалась и была погребена, как свидетельствуют материалы великогокнязя Николая Михайловича, в Златоустовском монастыре Москвы. Выбор данногоместа был неслучаен. Отец Ивана Фёдоровича Барятинского, Фёдор Юрьевич, многосделал для развития этой обители. Итак, непосредственно началу строительствахрама в Середе предшествовала семейная трагедия Ивана Фёдоровича, смертьлюбимой супруги.
Благодаря материалам отдела рукописейРоссийской государственной библиотеки мы узнали, как складывались отношения укнязя Барятинского с Синодом, высшим органом управления церковью. Крестьяне Ивана Фёдоровича Барятинскогоучаствовали в перестройке дома князя Гагарина в здание Синода. В тоже время былии острые моменты. В 1723 году служитель Барятинского Пётр Беркозов жаловался наоскорбления канцеляриста Синода Льва Ражева.
Говоря об истории церкви, невозможно несказать и о развитии населённого пункта. Ярким доказательством бурного экономического развития Середы сталостроительство в ней таможни по указу Петра Великого. Быстра росла и численность населения. Если в1719 году в Середе проживало 87 человек, то в 1744 уже 284.
Узнать точный год освящения храма, имя егопервого священника нам помогло определение Московской канцелярии Синодальногоправления от 6 марта 1741 года. В этом важном документе разрешалось освятить в селе Середа Плёсской десятиныКостромского уезда храм Вознесения Господня и выдать антиминс. В нём же говорится и о первом священнике каменногохрама в Середе. Им был Симеон Иванов. Именно он хлопотал об освящении храма, иему на руки было выдано соответствующее определение. Нами также былоустановлено, кто подписал антиминс дляхрама Вознесения Господня. Им стал епископ Тверской и Кашинский Митрофан Слотвинский.Почему именно он? Дело в том, что до 1744 года Костромской епархии несуществовало, а храмы нашего края входили в состав Московской Синодальнойобласти. С 1739 года её возглавлялепископ Тверской и Кашинский Митрофан. Митрофан Слотвинский был выдающейсяличностью. Он, выпускник Киевской духовной академии, на протяжении многих летбыл ректором Московской духовной академии.
Освящение храма не застали ни жена ИванаФёдоровича Барятинского, ни его тестьканцлер Головкин, ни сам Иван Барятинский. В 1738 году князь Иван скончался. Освящали храм уже при его сыне Сергее,капитане лейб-гвардии Измайловского полка.
Храм был выстроен с очень высокой колокольней. Возведениеколоколен такого размера требовало от строителей особого мастерства. Малейшеенарушение пропорций или изменение крепости раствора могли привести к разрушению. К сожалению, колокольня несохранилась до нашего времени в первозданном виде. Уже к 1930-м годам она былаполностью аварийна. В фондах государственного архива Ивановской области мынашли справку инженера Г. Смирнова от 1 марта 1936 года о том, что из-за аварийности колокольнядолжна быть разобрана до 1/5 части. Судя по современным строительным работам наколокольне, данная справка отражала реальное положение дел.
Когда мы были на территории храма летом 2010 года, то заметили, что кирпичифундамента ограды существенно отличаются от кирпичей старинной частихрама. Мы предположили, что ограда былапостроена значительно позже. Этопредположение нашло своё подтверждение. Исследователь Щёболева отмечала, что в1827 году каменных дел мастер Владимир Петрович Воротилов подрядился построитьу церкви каменную ограду с четырьмя угловыми башня и двумя воротами.
В результате нашего исследования, выявления неизвестных ранее документов мы пришли к следующимвыводам. Устроителя храма Ивана Фёдоровича Барятинского связываладружба и с князьями Черкасскими, род которых ранее владел Середой. Незадолго доначала строительства храма в Середе у князя Ивана умирает жена. Строительство храма Вознесения Господнязакончилось в 1741 году. Освящение его происходило уже при сыне ИванаФёдоровича, Сергее. Мы узнали, что первым священником каменного храма Вознесения Господня был Симеон Иванов.