Новости Санкт-Петербургской митрополии

Прошла конференция "Святитель Феофан Затворник - основатель христианской психологии"

8 Февраля 2020
VI Всероссийская научно-практическая конференция "Святитель Феофан Затворник - основатель христианской психологии" состоялась 4-5 февраля в СПбДА. Организаторы - духовная академия и Епархиальное общество православных психологов.
Прошла конференция "Святитель Феофан Затворник - основатель христианской психологии"

Перед открытием конференции иеромонах Феофан (Друганов) совершил молебен на начало доброго дела.

Затем иерей Феодосий Амбарцумов зачитал приветственное слово председателя епархиального ОЦБСС протоиерея Николая Брындина, в котором было отмечено, что развитие православной психологии призвано уменьшить социальные и семейные проблемы многих верующих.

В приветственном слове доктор психологических наук профессор СПбДА, председатель Епархиального общества православных психологов Лариса Шеховцова отметила, что в своих работах святитель Феофан Затворник часто обращался к теме богословского взгляда на природу человека, писал, что необходимо ввести и развить христианское направление в психологии, и общество православных психологов как раз этим и занимается: "Мы анализируем святоотеческое наследие и совмещаем его с данными современной психологии. Это основная задача нашего общества и цель встреч, которые мы проводим".

В первый день конференции основной темой сообщений стал вопрос семьи и брака. В своих докладах участники рассмотрели главные проблемы, с которыми сталкиваются многие современные семьи: измена, конкуренция за право главы семьи, зависимое поведение одного из супругов, вмешательство родителей и неправильное развитие отношений. Выходом из ситуации является совмещение знаний современной психологии с православным опытом духовной жизни. Также докладчики рассказали о преодолении семейных конфликтов на примерах из собственной практики.

Прозвучал также доклад аспиранта СПбДА, члена общества православных психологов протоиерея Георгия Пименова "Психология благотворительности. Мотивация к пожертвованиям на Святую Землю епископа Мефодия (Кульмана)".

После докладов обсуждение продолжилось в формате "круглого стола", ведущим которого выступил проректор по учебной работе СПбДА протоиерей Владимир Хулап. Он поделился с собравшимися информацией о проблемах, приводящих к распаду церковных браков. Член общества православных психологов Марина Брагина отметила, что во время кризисных этапов отношений супруги не должны замалчивать свои обиды, которые в последующем могут привести к разрушению семьи.

Второй день конференции участники посвятили обсуждению богословских и психологических аспектов личности. В прозвучавших докладах был дан подробный разбор самого определения личности, рассмотрена история формирования религиозно-философских представлений об этом понятии, а также представлен сравнительный анализ мнений святых отцов и учителей Церкви по этому вопросу.

"Нынешний день конференции посвящен теме личности, ее богословским и психологическим аспектам. Без сомнения, все, что связано с человеком, рано или поздно становится вопросом для обсуждения. А поскольку у нас есть свой взгляд на человека, то у нас должно быть и свое понимание личности. Для нас слишком дорого все то, что связано с человеком, потому что "нас ради человек и нашего ради спасения" Бог воплотился - стал человеком", - обратился к участникам конференции протоиерей Михаил Браверман.

Сложность и многогранность обсуждаемой проблематики показал в своем докладе "Теологические концепты "личность" и "межличностные отношения" как онтологическое основание современной православной богословской антропологии" доцент ПСТГУ Сергей Чурсанов. Центральная проблема при определения названных понятий, по мысли докладчика, - размывание христианского богословия под давлением мировоззренческого плюрализма. Это выражается в том, что в христианство привносятся понятия, которые до этого никогда не использовались, при этом происходит интеграция языческих или синкретических элементов в богословие. В качестве одного из способов защиты от подобного негативного влияния может быть подход, когда православное богословие основывается исключительно на Божественном откровении и Предании. Докладчик отметил, что при изучении Писания, постановлений Вселенских соборов и трудов святых отцов можно выделить следующие свойства личности: свободу, уникальность, целостность, открытость, способность к творчеству и возможность межличностного общения. Каждое из этих свойств имеет свое основание в тринитарном богословии и христологии, что в очередной раз подчеркивает наличие образа Бога в каждом человеке. Современная психология должна учитывать богословскую антропологическую модель личности и межличностных отношений при оказании помощи людям.

Прозвучали также доклады доцента кафедры теологии Российского государственного социального университета Розалии Руповой "Вероопределения Халкидонского Собора и их антропологические следствия", преподавателя Казанской духовной семинарии иеромонаха Романа (Модина) "Антропологические аспекты религиозно-философской системы А. Ф. Лосева", доцента МДА Михаила Ковшова "Образ бытия Божественных Ипостасей как основание православного богословия личности", преподавателя МДА иерея Сергия Фуфаева "Что открывает нам православное учение о личности", Ларисы Шеховцовой "Онтологический аспект личности", доцента СПбДА протоиерея Константина Константинова "Внутренний мир и конструкция мозга".

Обсуждение продолжилось в формате "круглого стола". Наиболее оживленную дискуссию вызвали тема феномена субъективности человека и вопрос момента непосредственного участия Творца при зарождении каждой личности. Часть научного собрания обосновывала мнение, что Бог непосредственно участвует в творении каждой личности; вторая группа отстаивала позицию, согласно которой Бог создал лишь механизм, по которому "личность" передается от родителей к ребенку. В итоге участники сошлись во мнении, что данный вопрос лежит вне компетенции человека и представляет собой некоторую тайну Божественного домостроительства. Также за круглым столом обсудили определение ипостаси и других терминов античной и христианской антропологии. В завершение каждый участник поделился своими впечатлениями о конференции.

В день памяти блаженной Ксении Петербургской, 6 февраля, участники конференции молились за Божественной литургией в храме святителя Петра, митрополита Московского, на Роменской улице, после чего состоялась паломническая поездка в часовню блаженной Ксении Петербургской.

ИА "Вода живая",
06.02.20