Новости Санкт-Петербургской митрополии

Открылась выставка "Библейские образы в традиционной культуре православных народов России"

30 Января 2021
Выставка "Библейские образы в традиционной культуре православных народов России" открылась 29 января в Российском этнографическом музее.

Экспозиция посвящена бытованию и интерпретации библейских сюжетов и образов в традиционной русской культуре и в культуре других народов страны, принявших православие. Многие экспонаты выставляются впервые: они десятилетиями хранились в запасниках, но были в плохой сохранности. Трудами музейных реставраторов восстановлены белорусский вертеп последней трети XIX века, отреставрированы куклы, текстильные изделия. Автор оформления - художник Дмитрий Маевский.

На церемонии открытия куратор Александр Островский отметил, что, хотя выставка состоялась чуть позже, чем планировалось, она приурочена к значимой годовщине в истории русского православия - 520-летию Геннадиевской Библии: по инициативе архиепископа Новгородского Геннадия впервые на Руси была собрана в полном составе Библия (все канонические тексты Ветхого и Нового Завета) на церковнославянском языке; этот труд был завершен в 1499 году.

"Мы найдем и ветхозаветные, и новозаветные образы не только на церковной утвари, но и на предметах бытового назначения - например, пряничных досках; широко распространены они были и на отделке костюмов, - говорит Александр Островский. - В экспозиции - предметы от XIII до XXI века, и это свидетельствует о том, что традиция народного православия развивается. Она не противостоит церковной традиции, но содержит определенную интерпретацию, поскольку соединяется с земледельческим календарем, к тому же учитывает апокрифы, бытовавшие на Руси с XIV века. Многие из них были записаны в XIX-XX веках. Экспонаты собирались с первых дней существования музея: с начала ХХ века до настоящего времени".

Выставка состоит из двенадцати тематических разделов, в каждом из которых присутствует изображение одного или нескольких главных символов, например в теме "Сотворение мира. Рай" - древо жизни и образы ангелов на полотенцах; в теме "Лев. Фараонки" - изображения льва и фараонок (русалок) в домовой резьбе, льва - на ларцах, конских дугах; в теме "Благая весть" - иконы Богородицы на дереве, камбале, изображение сюжета Благовещения на предметах утвари; в теме "Библейские сцены, символы в образках, украшениях" - украшения русских, украинцев, сету с включенными в их композицию сюжетами Нового Завета - Благовещение, Крещение, Тайная вечеря, Воскресение.

Библейские сюжеты и образы мы находим в домовой резьбе, обрядовой атрибутике, керамических изразцах, расписной утвари, тканых и вышитых полотенцах, декоративных изделиях из кости, украшениях русских, украинцев, белорусов и финно-угорских народов (карелы, коми, марийцы, мордва, сету, удмурты). Наибольшее отражение в предметном мире православных народов получили сюжеты Нового Завета, но и ряд ветхозаветных сюжетов нашел отражение в народном православии - например, Сотворение мира, Ноев ковчег, суд царя Соломона. Из популярных образов - древо жизни, ангелы, херувимы (серафимы), а также связанные со Священным Писанием животные: лев, рыба - символ Христа, Крест Христов, корабль и виноград - символы Церкви Христовой. Изображения виноградной лозы находим, с одной стороны, на священнических облачениях, богослужебных сосудах, с другой - в вышивке свадебных нарядов: здесь они предстают как символы плодородия.

Большинство церковных праздников в народном сознании сопрягались с земледелием: в частности, считалось, что первый день после Благовещения особенно благоприятен для посевных работ.

Интересны приведенные отрывки из апокрифических текстов, имевших хождение в разное время и в разных местностях. Например, в апокрифе XII века "Как сотворил Бог Адама" причудливо соединены ветхозаветные и новозаветные сюжеты: "И послал Господь Своего ангела, и оживил душу в человеке, и дал ему имя Адам, а костей Бог создал в Адаме триста сорок пять, и стал Адам царем над всеми землями, и птицами небесными, и зверями земными, и рыбами морскими, и дал ему Бог власть надо всем, и сказал Бог Адаму: "Тебе служат солнце, луна и звезды, и птицы небесные, и рыбы морские, и птицы, и животные, и гады". Господь Бог на востоке насадил рай и велел Адаму там жить, а жена Адаму еще не была создана. И наслал Бог на Адама сон, и Адам уснул, и Бог взял его левое ребро, а из ребра выпростал руки, и ноги, и голову, и создал жену в шестой день. И предсказал Господь Адаму Свою смерть, и Распятие, и Воскресение, и предвидел Он Вознесение за пять тысяч пятьсот лет. И увидел Адам Господа распятого, Петра в Риме, а Павла в Дамаске, обучающих народ и проповедующих его".

Встречаются и довольно забавные народные домыслы, интерпретирующие библейские события. Например, рядом с экспонатом - иконой, написанной на шкуре камбалы, располагается текст украинской легенды: "Когда архангел Гавриил возвестил Пречистой Деве, что от Нее родится Спаситель, Она сказала, что поверит этому, если оживет рыба, у которой один бок уже съеден, и сразу же ожила такая рыба - появилась на свет однобокая камбала".

Разумеется, экспозиция не могла обойтись без вертепной традиции - представлены русские, белорусские, украинские вертепы. Интересно, что для русской традиции характерен одноярусный вертеп, а на Украине и в Белоруссии были распространены двухъярусные. Помимо персонажей, связанных с событиями Рождества Христова, в наборах вертепных фигурок могли быть Адам и Ева, архангелы, фигурки Смерти, чертей. Представлены как белорусский и русский рождественские вертепы конца XIX - начала XX веков, так и современные вертепные фигурки, свидетельствующие о развитии этой традиции. В современных вертепах появляются и новые персонажи: например, наряду с традиционным царем Иродом - его супруга, коварная Иродиада.

Интересен раздел, связанный с погребальными ритуалами, а также с темами Страшного суда и проводов души в иной мир; кстати, словосочетание "Страшный суд" имеет народное происхождение, в Священном Писании его нет. Один из ярких экспонатов раздела - настенный ковер с изображением архангела Михаила с весами - мерилом праведным - в руке. Народная молва приписывала персонажам Священного Писания те или иные функции или умения: например, считалось, что архангел Михаил научил первых людей по изгнании из рая ткачеству и обработке земли. Также именно архангел Михаил сопровождает душу умершего, проходящую мытарства. Приводится апокрифическое издание "Хождение Богородицы по мукам", где архангел Михаил показывает ад Богородице. В "погребальном" разделе можно обнаружить и обыкновенные лапти: оказывается, существовал обычай хоронить именно в лаптях - их должны бояться черти, поскольку плетеный узор представляет собою множество крестов.

На стендах расположены QR-коды, с помощью которых доступна дополнительная информация.

Выставка открыта до 23 марта.

ИА "Вода живая",
29.01.21