Новости Санкт-Петербургской митрополии

Иерей Илия Макаров провел экскурсию "Ракурс"

16 Октября 2021
Председатель епархиального совета по культуре иерей Илия Макаров 12 и 14 октября провел авторскую экскурсию "Ракурс" по выставке "Стихи-я-Петербург" в Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков (МИСПе).
Иерей Илия Макаров провел экскурсию "Ракурс"

Среди экскурсантов были и слушатели епархиальных курсов религиозного образования и катехизации.

Отец Илия сразу предупредил, что не стоит ожидать от него искусствоведческого разбора произведений - статьи профессиональных искусствоведов можно прочитать в альбоме-каталоге выставки. Экскурсия посвящена не только выставке, но и по нашему городу. Священник отметил, что большинство представленных работ были созданы в советское время, о вере и Церкви прямо говорить было нельзя, да и многим людям, воспитанным в ту эпоху, это бы и в голову не пришло. Однако художники видели этот город, были благодарны его создателям и их не покидало ощущение некой "духовной пульсации".

Иерей Илия Макаров обратил внимание на задумку кураторов: экспозиция построена на противоречиях, противостоянии. Ее успешно дополняют строки из стихов, посвященных Санкт-Петербургу. Как пример контраста он привел пейзажи Игоря Петрова и Петра Татарникова. На картине Игоря Петрова - очень точно воспроизведенный пейзаж рядом со Львиным мостиком, неподалеку от самого музея. Но пейзаж не выглядит "реалистичным", наоборот - загадочным, потому что выбрано особое время - белые ночи, это время диалога с городом: можно ходить по пустынным улицам, и город будет тебе открываться. Львы - не только самая популярная скульптура в Санкт-Петербурге, это и религиозный символ духовного покровительства. Лев - защитник, а мы, зрители стоим за его спиной, у нас ощущение защищенности. Мы защищены городом, который сохранит, не даст в обиду.

Картина Петра Татарникова, на первый взгляд, довольно мрачная. На ней изображена Лебяжья канавка, но деревья, в отличие от действительности, расположены с двух сторон, и канавка представляет собою некий путь. Куда он ведет? Отец Илия обратил внимание, что взгляд зрителя направлен в сторону Невы, откуда исходит свет. Что такое Нева? Артерия города, по ней должна течь кровь. Лектор дал прослушать запись народной песни XVIII века о том, как русские войска отправились с берегов Невы на войну с турками, и Нева в этой песне предстает как символ грядущей победы. Впереди нас обязательно ждет свет.

На картине Георгия Татарникова все очень узнаваемо, это Исаакиевская площадь. Но на картине идет дождь, асфальт превращается в зеркало, в нем все отражается, в том числе, конечно, и Исаакиевский собор. Здесь Петербург предстает неким градом Китежем. Кроме того, в небе виден силуэт ангела - вряд ли это случайно.

Отец Илия обратил внимание, что северная столица часто предстает на полотнах как город-сон, бывает, что художники "летают" над крышами: "Летая над крышами, никогда не будешь пребывать в унынии", - сказал он.

Но далеко не все картины представляют наш город как место поэтических мечтаний. Лектор остановился перед картиной Игоря Суворова "Знаменская площадь. 1917 год", изображающей предреволюционные события. Пока еще на месте Знаменская церковь - храм Входа Господня в Иерусалим. Отец Илия рассказал о смысле этого праздника, предваряющего крестные страдания Спасителя. В центре площади пока стоит памятник императору Александру III работы Паоло Трубецкого. Но в небе изображен дирижабль, а среди людей на площади заметно множество городовых в портупеях крест-накрест. Иерей Илия Макаров напомнил, что дирижабли летали в небе над нашим городом в блокаду. А кресты-перевязи вызывают ассоциации с крест-накрест заклеенными в блокаду окнами. Эта картина, по мнению лектора, - о революции и искуплении этой исторической ошибки во дни блокады. Но при этом, подчеркнул он, все экипажи едут к Адмиралтейству, вдали - адмиралтейский шпиль. А там тоже действовал храм - поэтому шпиль Адмиралтейства такой высокий: до 1917 года повышенная высотность могла быть только у храмовых зданий.

Иерей Илия Макаров остановился перед картиной "Летний сад" Завена Аршакуни. На ней вроде бы изображена аллея Летнего сада, но она как будто закрыта, и сквозь деревья пробивается золотой свет, что вызывает ассоциацию с закрытыми Царскими вратами. Гуляющие изображены со спины: люди смотрят вперед на то, что должно раскрыться, и оттуда хлынет свет.

На втором этаже представлены произведения 1930-х годов. Отец Илия отметил, что перенос столицы в Москву во многом спас архитектурный облик Санкт-Петербурга, исторический центр по большей части сохранился, но в идеологическом "гайки" закручивались в нашем городе по полной программе. Священник обратил внимание на то, что в пейзажах преобладает светлое настроение, ощущается внимание к жизни, к мельчайшим ее деталям.

"Мелкое любование моментом - это так по-петербургски! - сказал он. - Художник позволяет нам любоваться малейшими нюансами. Любование придает силы. В этих сюжетах и было спасение для художников той эпохи. Вспомним, это 1930-е, когда убивали людей, небесный покровитель нашего храма священномученик Серафим (Чичагов) в это время пострадал. Можно спросить: какое художники имеют право любоваться жизнью, когда рядом любого человека могут посадить в черный "воронок" и увезти навсегда? Нет, имеют! Другой возможности зацепиться за жизнь у людей нет. Поэтому Прокофьев мог писать балеты, Булгаков написал свои лучшие произведения".

Отец Илия процитировал строчки Анны Ахматовой:

"За то, что, город свой любя,
А не крылатую свободу,
Мы сохранили для себя
Его дворцы, огонь и воду.

Иная близится пора,
Уж ветер смерти сердце студит,
Но нам священный град Петра
Невольным памятником будет".

Говоря о картинах Павла Кострова, отец Илия отметил, что они вызывают у него ассоциацию с романом Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита", пусть там действие происходит и в Москве. Много темных тонов, пейзаж почти безлюдные, видно, что это не утро, а вечер. Над домами возвышается купол Троице-Измайловского собора. Кажется, что неизвестные персонажи должны здесь встретиться: "Петербург - это большое пространство под куполом".

На третьем этаже находятся работы, созданные в постсоветское время. Лектор обратил внимание на работы Петра Конникова, населенные персонажами, похожими то ли на ангелов, то ли на птиц. Он напомнил, что в нашем городе немало изваяний животных с человеческими лицами, и они считаются своеобразными "хранителями" Санкт-Петербурга.

На картине Ирины Бируля изображена ее старая, слепая собака, но глаза животного светятся в ночи и отражают свет Исаакиевского собора. Отец Илия напомнил, что в Царствии Небесном есть место и животным, и в этой картине отражена вера автора в то, что разлука с любимой собакой - не навсегда, будет и встреча.

Если даже на картинах, созданных в советское время, художники изображали храмы, то, разумеется, на современных пейзажах изображений храмов еще больше. На картине Александра Боркова Казанский собор напоминает космический корабль. Борис Сенкевич изобразил тюрьму "Кресты" с храмом святого Александра Невского. Главный акцент - на храме, много красного цвета. Отец Илия сказал, что видит в этой картине предвкушение Пасхи, то есть это шанс для заключенных на воскресение души. На картине Вячеслава Пакулина "Инженерный замок" высится шпиль храма архангела Михаила, люди идут вереницей в ночи, это похоже на пасхальный крестный ход. В композиции картины Дмитрия Шагина "Пристань" главенствует Троице-Измайловский собор. Александр Флоренский делает Спас-на-Крови чем-то похожим на храм Саграда Фамилья в Барселоне, он подчеркивает причудливость этого строения. " Спас-на-Крови - совершенно не петербургский храм, он как с неба упал. Но это не случайно. Авторы проекта - архитектор Альфред Парланд и архимандрит Игнатий (Малышев) - стремились не только увековечить место гибели императора Александра II: храм своим внешним обликом еще должен был возвестить, что время террора прошло и вновь воскреснет для нас нормальная жизнь. В этой картине тоже есть пасхальное настроение, желание не спрятаться от страшных времен, а переосмыслить их". Художник Виктор Тихомиров создал картину "Детский праздник 7 ноября", где изображены веселые гуляющие люди. Он сделал эту мрачную дату не страшной.

Подойдя к картине Рашида Доминова "Летнее время", отец Илия сказал: "Почему она здесь оказалось? Изображен абстрактный город с современными домами-коробками, вроде нет привязки к Санкт-Петербургу. Но на самом деле она есть, и я благодарен кураторам, которые поместили в экспозицию эту картину. Обратите внимание: пространство пронизывают золотые и серебряные провода. Они как будто отражают золото куполов, золото солнца, которыми наполняются наши дома. Хотелось бы, чтобы центр нашего города сохранился, чтобы мы гуляли по этим улицам, чтобы и через сто лет можно было писать такие пейзажи".

Выставка "Стихи-я-Петербург" проходит с 22 сентября по 14 ноября и рассказывает об истории развития жанра ленинградского-петербургского городского пейзажа с 1930-х годов по сегодняшний день на материале коллекции МИСПа. Большая часть произведений экспонируется впервые.

ИА "Вода живая",
14.10.21