Выставка "Образы на чрепии. Работы православных мастерских "Финист" открылась 24 октября на хорах верхнего храма Феодоровского собора. Представлены фарфоровые иконы, керамические киоты, фасадные панно, аналой, а также образцы работ мастерской, связанные с реставрацией и воссозданием исторической церковной керамики.
Директор мастерской "Финист" и музея архитектурной художественной керамики "Керамарх", член Гильдии храмоздателей Константин Лихолат на церемонии открытия отметил, что экспозиция дает представление о технических возможностях и художественных открытиях мастерской, которой уже девять лет. Здесь представлены и уже выполненные работы, и работы, которые находятся на стадии выполнения. С майоликовым убранством для храма преподобного Серафима Саровского в Салониках петербургские зрители уже познакомились на выставке "Небесные хранители православной Эллады", которая проходила в прошлом году в Государевом бастионе Петропавловской крепости, но сейчас представлены детали убранства, которые тогда не показывали. Готовая работа скоро уедет в Салоники.
Один из интересных текущих процессов, представленных на выставке, - воссоздание трехпридельного иконостаса храма Богоявления на Гутуевском острове. Керамический иконостас в свое время был изготовлен по эскизу архитектора Василия Косякова в Твери, на знаменитой фабрике Кузнецова, в советское время утрачен, но сохранились фрагменты. Новый иконостас воссоздается с учетом этих находок.
Заметное место в экспозиции занимают иконы апостола Павла и мученицы Зинаиды для храма преподобного Серафима Саровского в деревне Федино (Московская область, Коломенская епархия). Это копии, изготовленные ведущим иконописцем мастерских "Финист" Аурелом Маринуцей, - оригинальные иконы отреставрированы, но, как объяснил Константин Лихолат, состояние их таково, что планируется их музеефицировать, а на фасаде храма установить копии.
Куратор выставки Анастасия Долгова отметила, что в экспозиции представлены практически все направления деятельности мастерских, кроме, пожалуй, изготовления керамических куполов: оригинальные работы, керамические копии, реставрация. Кроме того, на выставке показан "уголок реставратора", передающий атмосферу мастерских.
"Эта выставка здесь очень уместна, - отметил настоятель Феодоровского собора протоиерей Александр Сорокин. - На фасаде собора Феодоровская икона Божией Матери исполнена в технике майолики. К сожалению, первоначальная икона была утрачена, но сейчас она воссоздана, и я помню, как ее собирали. Хочется обратить внимание на одно интересное совпадение: мы видим в экспозиции керамическую икону мученицы Зинаиды, а сегодня, в день открытия - день памяти этой святой".
Майоликовое панно "Вышний Покров Богоматери над Царствующим Домом" было установлено на северном фасаде храма Феодоровской иконы Божией Матери в память 300-летия дома Романовых. Созданное в Кикеринских мастерских по эскизу Сергея Чехонина, панно представляло родословное древо Романовых, увенчанное Феодоровской иконой Божией Матери. В XX веке майолика была полностью утрачена. Восстановлена к 400-летию дома Романовых Александром Олейником и Юрием Осининым. На выставке представлен керамический эскиз, исполненный в мастерских "Финист" для участия в конкурсе на проект воссоздания.
Важное место в экспозиции отведено иконе святителя Спиридона Тримифунтского - небесного покровителя мастерских, с частицами мощей святого: вышивка бисером выполнена в московских мастерских "Прикосновение", а художники "Финиста" создали керамический киот.
Массовый выпуск фарфоровых и фаянсовых иконостасов и киотов начался в России в конце XIX века. Тогда же архитекторы начали широко использовать изразцовое убранство и керамические иконы в декоре фасадов церковных зданий, возрождая традиции храмостроения XVII столетия. С начала XXI века традиция использовать керамику в церковном искусстве вновь постепенно возрождается. С 2005 года активное участие в этом процессе принимают реставрационно-производственная компания "Паллада" и выделенные в ее составе православные мастерские "Финист" имени святителя Спиридона Тримифунтского. Керамические иконостасы и киоты работы мастеров "Финиста" установлены более чем в двадцати храмах, причем среди них есть как выполненные по историческим образам, так и оригинальные авторские работы.