Новости Санкт-Петербургской митрополии

Выставка о Марокко открылась в ГМИРе

12 Ноября 2021
Выставка "Путешествие в Марокко" открылась 11 ноября в Государственном музее истории религии. Экспозиция состоит из тридцати фоторабот Станислава Белоглазова, которые посвящены поездке в Марокко известного русского путешественника князя Константина Вяземского, ставшего в конце жизни схимонахом Ксенофонтом, хранителем одного из крупнейших собраний древних рукописей - библиотеки Русского Пантелеимонова монастыря на Афоне. Он стал первым русским, побывавшим в этой стране 140 лет назад.

Фотографии современного Марокко сопровождаются выдержками из дневниковых записей князя. Многие данные, собранные им, до сих пор представляют научную ценность. Особую атмосферу вечера создали музыканты, исполняющие арабскую музыку: Сергей Гасанов, играющий на уде - древнейшем восточном щипковом инструменте, и скрипач Владимир Шуляковский.

Князь Константин Вяземский в течение шестнадцати лет преодолел по дорогам России, Западной Европы, Африки и Азии более 300 тысяч километров - главным образом, верхом на лошади. Расходы на путешествия он покрывал самостоятельно. Сохранились два его обширных текста: "Путешествие в Марокко" и "Путешествие вокруг Азии верхом" (Китай, Тибет, Вьетнам, Бирма, Лаос, Сиам, Камбоджа, Индия).

Уже на Афоне он написал необычайный по внутренней открытости текст - исповедь, исполненную самого безжалостного самоосуждения: "Мне по человеческим суетным законам надлежало бы в Сибирь идти на каторгу, а Господь отправил меня на Святую Гору, сподобил быть сопричисленным к избранному своему стаду... Пишу исповедь свою для обличения самого себя, пусть, прочитав ее, суд надо мною составят и увидят из нее, как жить не надо и чему подражать не следует". До конца своих дней схимонах Ксенофонт оставался человеком глубоко преданным науке, о чем сохранилось множество свидетельств: "Именно наука привела меня ко Христу. Только благодаря моей любви к наукам я сделался сознательным христианином. Только благодаря моим постоянным занятиям науками я убедился в суете мирской жизни и решил бросить ее и удалиться в монастырь. Только любовь к просвещению и умственному труду сделала то, что я не стал безбожником. Только наука меня убедила в истинности Христова учения", - писал он.

Открывая выставку, заместитель директора ГМИРа по научной работе Екатерина Терюкова подчеркнула, что авторы экспозиции сумели найти сопряжение музейного материала с литературным.


"В прошлом году у нас было путешествие по Египту на фоне строк Николая Гумилева. В этом году мы путешествуем по Марокко на фоне прозаического текста Константина Вяземского, который вместе с этими образами воспринимается абсолютно поэтически. Лишний раз мы убеждаемся в том, какой большой вклад в изучение Востока вносили представители Русской Православной Церкви", - сказала она.
Директор Петербургского музея исламской культуры Ефим Резван отметил: "Мы в России совершенно не знаем своих героев и не умеем о них рассказывать. У героя нашей выставки - удивительная судьба. Но много ли мы о нем знаем? Князь Константин Вяземский был известным путешественником, а после неожиданной смерти жены стал схимонахом на Афоне и написал исповедальный текст невероятного уровня самообличения, второго такого я не встречал. Очень важно, что в Петербурге существует такая площадка, как ГМИР, - место встречи и диалога представителей разных религиозных конфессий и национальностей. Наша выставка - это тоже одна из попыток наладить такой межрелигиозный диалог, подчеркнуть, что мы все - соучастники невероятной истории этой замечательной страны. И на нас лежит обязанность рассказывать эти истории, чтобы молодые люди искали себе героев не в социальных сетях, а в более серьезных источниках", - сказал он.

По видеосвязи выступил фотограф Станислав Белоглазов: "Марокко - уникальнейшая восточная культура. Мы сделали фото, которые, с одной стороны, показывают нам текущее состояние дел, жизнь людей, а с другой стороны - практически полностью передают те ощущения и размышления, которые испытывал князь Константин, путешествуя по Марокко".

По словам представителя Ассамблеи народов Евразии Станислава Королева, подобные выставки показывают, как русские поучаствовали в формировании целого мира. "Нет ни одного пространства на земле, где представители русского народа не были либо первыми либо основополагающими в исследовании этих территорий. Выставка говорит об одном из таких людей, который не побоялся появиться в местах, недоступных в то время европейцам. Его путешествие могло оборваться в любой момент времени. Выставка вызвала большой академический и художественный интерес в России", - сказал он.

Выставочный проект организован в сотрудничестве с Петербургским музеем исламской культуры при содействии городского комитета по культуре и при поддержке Фонда "AL MAQAM", Ассамблеи народов Евразии, Санкт-Петербургского отделения Императорского православного палестинского общества (ИППО), посольства РФ в Марокко.

ИА "Вода живая",
11.11.2021