Новости Санкт-Петербургской митрополии

Представлена новая книга архимандрита Саввы (Мажуко)

19 Ноября 2021
В храме святителя Петра, митрополита Московского, на Роменской улице 17 ноября была представлена книга архимандрита Саввы (Мажуко) "Приближается Христос. Рождественские письма". Это сборник писем, написанных читателю Рождественским постом. Большинство текстов публиковались на сайте "Православие и мир". Автор рассказал об истории создания книги, смысле и значении поста, ответил на вопросы.

"Время Рождественского поста для меня важно, потому что для христианина невозможно мыслить себя вне церковного богослужения. С этого всегда надо начинать - с церковной службы, понимания происходящего на ней, с пения молитв, - сказал отец Савва. - В книге сделан акцент на богослужебных текстах, которые часто упускаются из вида, когда говорят о посте и смыслах, заложенных в постных духовных упражнениях. Отправная точка этих упражнений должна лежать в древних святоотеческих текстах, которые мы поем, но не всегда понимаем. Время поста чудесно насыщается островками рождественских песнопений. Это период приближения Христа важен, но христиане обычно пугаются - вот придет и антихрист. Но чего тревожиться? Нам важен не приближающийся антихрист, а приближающийся Христос. Он всегда с нами и обнаружит Свое присутствие на Божественной литургии, в такие чудесные дни, как время Рождественского поста, и даже просто в момент нашей кончины. Для христианина нет пугающих моментов в жизни, даже в нынешней истерике, охватившей мир. Для нас здесь скрывается не только доблесть перед лицом смерти, но и надежда на то, что в момент смерти встретим Господа, вывалимся из этого мира на руки доброго Бога, а Его руки - самое безопасное место на свете".

На вопрос, почему пост воспринимается как что-то тяжелое и тягостное, автор книги ответил, что часто люди мучаются по неразумению. Например, в календаре читают о сухоедении или что надо вкушать икру, и думают, что если не вкушают, то грешат, ведь пост нужно соблюдать. В поиске первоисточников, откуда пошли такие предписания, можно дойти до Типикона - типового устава, посвященного быту монахов. В древности у каждого монастыря в Восточной Православной Церкви был свой устав богослужения и поста, свой ритм жизни, и они серьезно разнились. Отсюда и выражение "Со своим уставом в чужой монастырь не ходят". Рождественский пост считался строгим для монахов. Миряне начинали поститься за неделю до Рождества Христова.

"Мы нуждаемся в общецерковном положении, чтобы осмыслить, что такое постный продукт. Святые отцы, говоря о посте, имели в виду формулу "два "С" - скромность и сдержанность. Поэтому устрицы и суши не являются постной пищей, это роскошно и дорого. Сдержанность важна, ведь и постной пищей можно наесться до отвала. Русская Церковь все еще находится в ментальной зависимости от всеобщего православного мира. Мы должны осознать себя как отдельную поместную Церковь, которая имеет право сама формулировать уставы благочестия, которые приемлемы в наших географических широтах, тот устав богослужения, который соответствует нашей традиции", - считает отец Савва.

Говоря о восприятии радости в православии, он подчеркнул, что это богословская и философская проблема. Церковь Христова основана на Пасхе, в которую переживает глубинную радость, отличную от сентиментальной взволнованности. Есть искушение воспринять призыв апостола Павла "Всегда радуйтесь" как позитивный настрой. Но это не совсем так. Для христианина Воскресение Христово есть продолжение Пасхи крестной. "Мир полон страданий и боли, через которую мы проходим. И по-настоящему глубокая христианская радость возможна только сквозь трагизм и слезы этого мира. Но это такая радость, которую никто не отнимет. Мы знаем, что будут утраты, боль и страдания, и однажды мы переживем страшное и таинственное событие смерти, но это не колеблет нашу радость. Она настолько глубока, насколько принимает всю боль этого мира", - отметил автор книги.

По его мнению, откровение о христианской радости в последнее время подается в свете буржуазного православия - мировоззренческий близорукости, когда человек ничего не хочет знать о том, что происходит в мире, главное, чтобы ему было хорошо и его семья не болела. Сформирован тип буржуазного благочестия. Но такую радость легко спугнуть, когда, например, умирает близкий. Основание для христианской радости надо искать на такой глубине, где никто ее не отнимет от нас.

На вопрос, где граница между обсуждением и осуждением, автор книги ответил, что это вопрос воспитания. Иногда легко, ссылаясь на святых отцов или практику старцев, разрешить себе грубость. Для православного важно быть деликатным, вежливым и тактичным. Прежде чем браться за духовные упражнения, нужно развить навыки вежливости, такта и не обличать ближних. Скромность во всем должна быть и у епископов, и у священников, и у мирян, - забытая в Церкви добродетель. Всем ее не хватает, надо работать над этим, и пост - прекрасное время для постановки такого навыка.

ИА "Вода живая",
17.11.21