Новости Санкт-Петербургской митрополии

Состоялся форум ВРНС к 350-летию co дня рождения императора Петра I

9 Июня 2022
Санкт-Петербургский форум Всемирного русского народного собора (ВРНС) под председательством митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия, посвященный 350-летию со дня рождения императора Петра Великого, прошел 9 июня в Синем зале епархиального управления.

Вел форум руководитель регионального отделения ВРНС, председатель епархиального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Александр Пелин. Открывая заседание, он напомнил, что девизом ВРНС стали слова, сказанные царем Петром I перед Полтавской битвой: "Русский тот, кто Россию любит и ей служит".

Во вступительном слове митрополит Варсонофий подчеркнул, что деятельность первого российского императора по сей день вызывает споры, оценка его деяний колеблется от безусловного принятия до крайнего осуждения. Тем не менее, император остается одним из самых ярких правителей России. Отражением судьбы императора предстает его любимое детище - город на Неве. Преобразования, осуществленные государем, способствовали победе России в Северной войне. Царь создал регулярную армию и флот, проявил себя как талантливый полководец. Петр не боялся физического труда, любил учиться. Свои способности он всецело употреблял на благо России.

"Царь Петр, безусловно, был православным христианином, - подчеркнул владыка. - Он верил в благой Промысл Божий, будучи убежденным, что Бог его хранит. С этим он жил и вершил великие дела - в 1702 году русские войска берут крепость Орешек, в 1703 - Ниеншанц, далее следуют победы под Ямом, Копорьем и Мариенбургом, Дерптом. Возвращается Нарва. Петр лично руководил войсками, возглавляя даже обычные части. Всем известна история, что 28 сентября 1708 года у деревни Лесной (около современного Могилева) мобильные отряды русской армии наголову разбили шведский корпус, но мало кто знает, что этим отрядом командовал лично Петр. Во время второй поездки в Архангельск в 1694 году царь со свитой отправился в Соловецкий монастырь на новой яхте "Святой Петр", построенной к его приезду. На подходе к Унской губе судно попало в шторм, только чудом вышло в безопасное место близ Пертоминского монастыря, все люди остались живы. В честь этого государь собственноручно вытесал из сосновых бревен крест и велел установить его на морском берегу. На кресте он вырезал надпись по-голландски: "Сей крест поставил капитан Петр в лето от Христа 1694". Эта святыня до сих пор хранится в Архангельском музее. Религиозность и любовь Петра к православной традиции выразились в любви к церковному пению - он пел на клиросе и читал за Божественной литургией Апостол. Сохранились многочисленные свидетельства о его отличном знании церковной службы - государь нередко поправлял в храме священников, когда те сбивались или путались. О глубокой вере свидетельствуют не только эти факты, но жемчужина Санкт-Петербурга - Исаакиевский собор. Будущий император родился 30 мая 1672 года, в день памяти преподобного Исаакия Далматского, и очень почитал святого. Первая Исаакиевская церковь появилась напротив Адмиралтейства в 1707 году, и через продолжительное время, после многих планов и построек превратилась в то, что мы видим сейчас, - в величественный Исаакиевский собор".

"Многие знают про реформы Петра Великого, касающиеся многих сфер жизни общества, но мало кто знает, что в начале ХVIII века начался процесс полноценного православного освоения и подвижничества в Сибири. К середине ХVIII века количество храмов в Российской империи выросло втрое, но процесс этот начался еще в начале века. Несмотря на противоречия, исторический образ - именно образ и пример самоотверженного служения Петра Первого - важны для научения подрастающего поколения и для вдохновения на новые свершения для блага государства и общества. Но самая важная часть в наследии Петра - это становление России в качестве полноценной империи, самостоятельной части мира, которая подарила человечеству великолепные образцы искусства. Именно это наследие должно стать фундаментом, на котором произойдет единение российского общества. Реформы петровской эпохи не были узкими и одномерными. Изменения общества, государственного аппарата, структуры власти не носили только характер "вестернизации". Такие мнения схожи с прочими попытками пересмотреть историю и представить развитие Российского государства в темных тонах, описать его как несамостоятельное. Деятельность Петра, его самоотверженные реформы создали фундамент современной России, а его образ, настойчивость, примеры смирения и умения учиться, готовность до последнего отстаивать интересы государства являют добрый пример великого русского монарха, всецело положившего душу на служение Отечеству и народу!" - завершил свое выступление митрополит Варсонофий.

Было зачитано приветствие председателя Заксобрания Александра Бельского.

Заместитель главы ВРНС, председатель общества "Царьград" Константин Малофеев посвятил выступление понятию "империя". В 1721 году Петр I был провозглашен императором всероссийским в честь победы в войне со шведами. Можно ли сказать, что было провозглашено новое государство? Докладчик склонился к мнению, что нет: новый статус просто закрепил сложившееся положение: Петр I - наследник короны византийских императоров. Иван Грозный венчался на царство по чину византийских императоров, это было связано с появившейся в XVI веке концепцией России как "третьего Рима". Петр I получил императорскую корону без ссылок на концепцию третьего Рима - в коронационной церемонии были ссылки на коронацию Максимилиана I, императора Священной Римской империи. Таким образом, новый императорский статус был более понятен для Европы, которая всеми силами пыталась забыть о Византии, разграбленной крестоносцами.

Сопредседатель регионального отделения ВРНС, научный руководитель Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственного управления Владимир Шамахов остановился на реформах государственного управления, предпринятых Петром I. Он подчеркнул, что развитие России в петровскую эпоху нужно рассматривать не как "догоняющую" модернизацию, а как собственный оригинальный путь.

Директор института истории и социальных наук РГПУ Роман Соколов в докладе "Иерархи петровской эпохи и историческая память о национальных героях России" остановился на отношении в петровскую эпоху к памяти святого Александра Невского. Он подчеркнул, что имя великого князя носил основанный императором монастырь в северной столице, он стал небесным покровителем города. Император много знал о нем и чтил его память. Петр I выискивал талантливых проповедников среди священнослужителей. Один из его приближенных архиепископ Феофан (Прокопович) неоднократно упоминал святого Александра Невского в проповедях.

Особого упоминания заслуживает перенесение мощей святого Александра Невского в 1724 году из Владимира в Санкт-Петербург. Для императора важным было соблюдение традиций, и церемония во многом повторяет перенесение мощей святителя Филиппа из Соловецкого монастыря в Москву в 1652 году. Оригинальным было то, что последний участок пути задуман был по воде. Мощи встречали военные корабли, и первым салютовал ботик Петра I - судна, с которого начинался Российский флот. Это не было случайностью. После перенесения мощей император издал указ о составлении новой службы святому. Это было поручено обер-иеромонаху флота, впоследствии епископу, Гавриилу (Бужинскому). 13 января 1725 года служба была составлена. У Петра I, скорее всего, было намерение назначить святого Александра Невского небесным покровителем флота, но император не успел его осуществить.

Председатель экспертного совета регионального отделения ВРНС, профессор РГПУ Александр Прилуцкий посвятил свое сообщение безуспешным попыткам развенчать образ императора-реформатора. Профессор СПбГУ и Сретенской духовной академии протодиакон Владимир Василик рассказал о том, как отразилась на церковном богослужении победа в Полтавской битве. Главный редактор портала "Русская народная линия" Анатолий Степанов посвятил сообщение религиозности первого русского императора.

Итогом заседания стала резолюция, в которой подчеркивается роль императора Петра I в развитии Российского государства, успехи его внешней и внутренней политики, при этом предпринятые им реформы были не слепым подражанием, а творческим осмыслением того, чему он научился в Европе, и Россия не только переняла лучший европейский опыт, но и сохранила самобытность, основанную на православной вере.

ИА "Вода живая",
09.06.22