Новости Санкт-Петербургской митрополии

Открылась выставка "Путешествие иконного образца"

15 Июля 2022
Открытие выставки "Путешествие иконного образца. Греческая икона XVII - XIX веков в собрании Государственного музея истории религии" прошло 14 июля в выставочном зале -1 этажа.

Музей впервые обращается к теме поствизантийской культуры, экспонируя вместе греческие иконы и гравюры. Представлены критские памятники XVII века, ряд которых дополнен русскими иконами, воспроизводящими иконографические типы, разработанные выдающимися мастерами Критской школы. Отдельный раздел выставки представляют иконы Афона и Северной Греции XVII-XIX веков; последующие разделы посвящены памятникам стран, входящих в сферу влияния поствизантийского искусства, - Сербии, Болгарии, Ближнего Востока и России; есть несколько памятников из русских монастырей на Афоне. Вместе с иконами экспонируются гравюры, исполненные по заказам афонских монастырей в Вене и Венеции или созданные на самой Святой горе (часть гравюр демонстрируется в электронном виде). Если большая часть коллекции греческой графики демонстрировалась в 2016 году на совместной выставке Музея истории религии и Музея Византийской культуры (Салоники, Греция), то из сорока представленных памятников иконописи ранее экспонировались только три.

После падения Византийской империи в 1453 году образовалось несколько центров греческой культуры. Одним из них был остров Крит, находившийся до 1669 года под властью Венецианской республики. Ведущие критские мастера XV-XVII веков, создатели самостоятельного стиля, разработали ряд новых иконографических типов, ставших каноническими. Эти произведения многократно копировались другими художниками или создавались их свободные повторения.

Иконописцы Критской школы особенно ценились своим умением писать как в византийской, так и в западной манере (на выставке один из образов Богородицы написан в типично западной манере). При этом мастера, тяготевшие к художественному центру Северной Греции, - Фессалоникам, Афону - в целом стояли на консервативных позициях. Однако через произведения критских мастеров западные иконографические мотивы проникали и в Северную Грецию, а со временем в качестве изобразительных источников стали использовать и сами западные гравюры. Например, к гравюрам Альбрехта Дюрера восходит ставший каноническим фресковый цикл Страшного суда в монастырях Афона. Но и критские, и афонские мастера занимались не прямым перенесением чужой иконографии, а переложением ее на традиционный язык византийского искусства.

Как рассказала один из авторов экспозиции - ведущий научный сотрудник отдела православия Ольга Коробко, идея родилась прежде всего из материала: музейные реставраторы впервые взялись за реставрацию поствизантийской иконописи. Главная цель выставки - показать, "что случилось" с православной иконой после падения Византии (спойлер: ничего - православная традиция получила дальнейшее развитие). На материале выставки можно проследить историю взаимопроникновения и взаимовлияния различных стран и областей на искусство друг друга. Ольга Коробко обратила внимание на то, что на некоторых иконах сохранены небольшие фрагменты слоев олифы, чтобы было понятно, как они выглядели до реставрации.

Заведующая отделом православия Светлана Николаева уделила внимание гравюре, которая появилась значительно позже собственно иконописи: в Европе - в конце XIV века, а в Греции своей гравюры не было до XVIII: греческие монастыри заказывали гравюры в разных странах, в том числе и в России. Бумажная икона получила массовое распространение из-за своей дешевизны, стала распространенным паломническим сувениром. Крайне популярны были гравюры с видом монастыря сверху, со всеми зданиями и изображениями особо чтимых святынь. Это была своеобразная "паломническая карта", благодаря которой можно было вспомнить о своем путешествии. Часто живописцы писали виды монастырей на основе этих гравюр. Говоря об иконах, Светлана Николаева отметила, что критские художники разрабатывали новые иконографические типы - например, тип "тронного иерарха": известен образ "Христос - Великий Архиерей", где Спаситель сидит в архиерейском облачении. Представлена икона, в свое время подаренная в Иерусалиме великому князю Сергею Александровичу; это копия образа из храма Рождества Христова в Вифлееме. Сохранились образы и других святых, сидящих на троне, - например, святителя Николая. Критским мастерам принадлежит также разработка иконографического типа святой Екатерины, получившего широкое распространение: святая изображена в царском облачении, поскольку была знатного рода, рядом различные приборы - циркуль, астролябия, - свидетельствующие об ее учености, и орудия страстей.

Открывая выставку, замдиректора по научной работе Екатерина Терюкова подчеркнула, что авторы выставки обнаружили множество интересных фактов, и выразила благодарность как составителям экспозиции, так и реставраторам.

Действительно, знакомство с выставкой будет неполным без внимательного изучения тщательно составленных научными сотрудниками музея этикеток. При работе над экспозицией были выявлены интересные параллели - как преломление греческих традиций на национальной почве, так из заимствования из западных образцов. Так, исследователи установили, что популярный сюжет "Христос - добрый пастырь" (представлена афонская икона 1899 года из монастыря Ксенофонт) имеет изобразительным источником... картину "Дверь стада" 1895 года английской художницы Сибил С. Паркер (работала в 1872-1890 годах). Рядом мы видим тот же сюжет, но на этот раз это хромолитография, изготовленная в Одессе в 1896 году. Известен образ той же иконографии из Горне-Успенского женского монастыря Вологды: в 1922 году он был преподнесен сестрами обители игумении Ермионе.

Создатели экспозиции обращают внимание на неточности в гравюрах. Так, на иконе "Явление Богоматери святому Афанасию Афонскому" Матерь Божия дает святому посох, с помощью которого, ударив в землю, он должен добыть воду. Гравер, изображая этот сюжет, не до конца его понял: здесь посох - в руках Богоматери. А на гравюре, предназначенной для паломников Хиландарского монастыря, изображение чтимого монастырского образа "Троеручица" неверное: по иконографическому типу Троеручица - Одигитрия, на гравюре же изображен тип Елеуса. Интересно также, как в различных списках иконы менялось изображение вотивной руки святого Иоанна Дамаскина: сначала ее изображали под левой рукой Богоматери под углом, причем большой палец отставлен, а потом стали изображать под правой, параллельно руке Богородице и с сомкнутыми пальцами.

Некоторые иконы имеют интересную историю, что тоже отражено в этикетках. Так, в центре иконы Всех святых, представляющей собой широкую раму, вставлена греческая икона Богоматери с Младенцем конца XVIII века. В картуше на нижнем поле "рамы" подпись: "Сей образ в самое жестокое сражение с турецким и египетским флотами при Наварене [Наварине] примечен был на воде и взят на корабль Гангут, бывший под командою капитана Авинова 1827 года октября 8 числа усердием господ офицеров и служителей корабля Гангута". Тот же текст помещен и на оборотной стороне иконы и стоит сургучная печать эскадренного броненосца "Гангут".

А копия чтимого образа святого Георгий Победоносца из Зографского монастыря, изображенная с привесами и подношениями иконе, была прислана насельниками обители в 1911 году императору Николаю II и его наследнику для храма крепости Осовец в Гродненской губернии (сейчас - территория Польши) "в благодатную помощь всем русским войскам". Поясной образ святого Георгия в воинских доспехах нередко копировался: так, на выставке экспонируется резная деревянная иконка, привезенная русскими паломниками.

Выставка продлится до 11 сентября.

ИА "Вода живая",
14.07.22