Новости Санкт-Петербургской митрополии

О преподобном Серафиме Саровском по материалам Президентской библиотеки

2 Августа 2022
1 августа (19 июля по старому стилю) православные празднуют обретение мощей преподобного Серафима, Саровского чудотворца. "Радость моя, здравствуй, Христос воскресе!" - так встречал старец всех пришедших к нему. Для каждого он находил наставление, мудрый совет, а сам совершал немыслимые для мирян духовные подвиги, беспрестанно находился в молитве. С материалами, связанными с житием и канонизацией святого, можно ознакомиться на портале Президентской библиотеки.
О преподобном Серафиме Саровском по материалам Президентской библиотеки

Святым для православных христиан он стал еще задолго до официальной канонизации в 1903 году. О том, как происходило его становление в духовной жизни и как относились к старцу современники, можно судить даже по тому, с какой любовью и трепетом о нем рассказывается в книге "Общежительная Саровская пустынь и достопамятные иноки, в ней подвизавшиеся". Она была составлена в начале 1860-х иеромонахом Авелем, когда после кончины "глубоко чтимого незабвенного старца" прошло всего чуть более тридцати лет. Здесь же опубликован портрет старца, по которому позднее начнут писать иконы святого.

Старец не только прославился подвигами в Сарове, куда приезжали паломники со всей страны, но и основал женскую Дивеевскую обитель. Смерть свою старец Серафим предсказал заранее, он говорил: "Моя смерть откроется пожаром". И действительно, когда он умер, стоя на коленях перед иконами, от упавшей свечи загорелась скамейка.

Дивеевские сестры, по-видимому, первыми начали молиться старцу как святому и задолго до официального прославления составили акафист ему. Молиться почившему старцу приезжала и императрица Александра Федоровна, супруга императора Николая II, прося о рождении наследника.

Впервые вопрос о канонизации саровского подвижника начинал ставиться с конца 1880-х. Однако Синод с канонизацией не спешил, поручив продолжать собирать сведения. Неизвестно, долго ли тянулся бы этот сбор, если бы не архимандрит Серафим (Чичагов) - будущий митрополит Ленинградский, священномученик (расстрелян в 1937 году). Он, получив доступ к архивам Дивеевского монастыря, собрал множество сведений о жизни и чудесах Серафима Саровского и составил "Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря", которую передал Николаю II после личной аудиенции у государя.

В июле 1902 года "Церковные ведомости" сообщили о начале подготовки к официальной канонизации. Помимо личного почитания старца Серафима Николай II искал в канонизации преподобного решение глубоких внутриполитических проблем.

В фонде Президентской библиотеки хранится оцифрованный номер журнала "Атеист" за 1930 год, который, как ни странно, может послужить источником для изучения истории канонизации Серафима Саровского.

В январе 1903 года в Саров выехала комиссия под председательством митрополита Московского Владимира для извлечения и исследования мощей Серафима Саровского. В журнале рассказывается, что комиссия обнаружила, что тело преподобного предалось тлению, а кости и волосы сохранились. Потребовалось целое богословское расследование, результатом которого стало постановление, что главное условие для канонизации - это не состояние мощей, а чудеса, которые творятся чрез их посредство. Писем же о свершившихся чудесах со всех концов России было получено множество.

Для торжественного официального прославления старца Серафима в лике святых в Сарове построили новые гостиницы, организовали пункты медицинского обслуживания. К 30 июля 1903 года в город прибыли тысячи паломников и священнослужителей, вечером прибыл сам император. 1 августа Серафим Саровский был прославлен в чине преподобного.

А в январе 1904 года, накануне дня памяти, был впервые прочитан "Акафист преподобному и богоносному отцу нашему Серафиму, Саровскому чудотворцу". Считается, что к редактированию окончательного варианта имел отношение священномученик Серафим (Чичагов). Первое издание этого акафиста оцифровано и также доступно на портале Президентской библиотеки.

Однажды у Серафима Саровского спросили, могут ли современные люди быть святыми, как древние христиане. Старец ответил, что могут, только одного им не хватает - решимости.

ИА "Вода живая",
01.08.22