Новости Санкт-Петербургской митрополии

"Духовное наследие"

13 Августа 2022
Митрополит Варсонофий совершил Божественную литургию в Казанском соборе
В день памяти священномученика митрополита Вениамина и иже с ним убиенных, 13 августа, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Божественную литургию в Казанском кафедральном соборе.

Его Высокопреосвященству сослужили митрополит Волгоградский и Камышинский Феодор, епископы Выборгский и Приозерский Игнатий, Кронштадтский Назарий, Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав, Гатчинский и Лужский Митрофан, Петергофский Силуан, протоиерей Богдан Сойко, секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, благочинные округов епархии, протоиерей Николай Преображенский, ключарь собора протоиерей Андрей Герасимов, председатель приходского совета протоиерей Александр Пашков, клир собора и другие священнослужители.

Пел хор собора под управлением Светланы Румянцевой.

За богослужением молилась настоятельница Константино-Еленинского монастыря игумения Илариона.

Было совершено славление перед иконой священномученика Вениамина.


"Сто лет назад мученическую кончину принял наш правящий архиерей того смутного времени - митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин, - сказал владыка в проповеди. - В эти дни по благословению Святейшего Патриарха Кирилла мы совершаем соборное славление этого великого подвижника и мученика Русской Церкви. Мы совершили богослужение в Казанском соборе, где его избрали на Петроградскую кафедру, а завтра отслужим Божественную литургию в Исаакиевском соборе, который был кафедральным для владыки, откуда он взошел на свою Голгофу. Время, в которое он служил, было сложным для Церкви и Отечества. Завершилась Гражданская война, в стране царила разруха, миллионы людей были убиты, множество - выехали за границу. Ко всем бедам добавился голод, поразивший Урал и Поволжье. По сведениям историков, около тридцати миллионов людей голодали. Вся общественность откликнулась на беду, в том числе и Церковь. Святейший Патриарх Тихон создал Всероссийский комитет помощи голодающим, писал в посланиях, что верующим надо делать пожертвования в храмах, приходам - направлять в помощь нуждающимся не имеющие богослужебного употребления ценные вещи. Обращался он с воззванием и к зарубежным религиозным деятелям, чтобы они оказали помощь России, которая сама всегда помогала бедствующим народам. Некоторые откликнулись на призыв. Патриарх Тихон обратился и к советским властям, отметив, что Церковь готова помогать голодающим, добровольно жертвовать предметы из драгоценных металлов, чтобы на полученные средства покупать продукты".

"Но советской власти не нужно было добровольное пожертвование и чтобы Церковь самостоятельно занималась сбором и контролем средств, - продолжил архипастырь. - Она издала декрет об изъятии церковных ценностей: комиссиям предписывалось отбирать все, что только возможно. Начались эксцессы во многих епархиях, люди сопротивлялись святотатству и открытому грабежу, глумлению над Церковью и верующими. Митрополита Вениамина обвинили в том, что в некоторые храмы верующие не пускают членов комиссий, препятствуют изъятию ценностей. Владыку арестовали, с ним еще одиннадцать человек, началась волна судебных процессов. Архиерей был приговорен к расстрелу. Сохранились стенограммы его допросов: он отвечал четко и понятно, что не является противником передачи церковного имущества для помощи голодающим, но, тем не менее, его обвинили, как и многих деятелей Церкви, в сопротивлении советской власти. И в дальнейшем священнослужителей обвиняли, что они не хотят выполнять законы, отговаривают от вступления в колхозы, агитируют против новой власти. Это был разгром Церкви: тогда, в двадцатые годы, еще никто не мог представить, что будет дальше. Церковь была еще сильна, было много храмов, тысячи людей принадлежали к духовному сословию. Но пришли другие времена. Формально Конституция гарантировала свободу вероисповедания, поэтому для священников и мирян находили статьи, по которым их сажали и расстреливали. К началу войны на свободе в нашей стране находились всего несколько архиереев, священников тоже было мало, в основном все были в лагерях и тюрьмах. Безбожная власть говорила: "Они не за веру страдают, а за антисоветскую деятельность!" Но они пострадали за Христа, защищая храмы, не давая их грабить".

"Мы - их духовные наследники. Слава Богу, гонители ушли с исторической сцены, и сегодня подвиг для нас в другом. В чем? Хотя бы те храмы, которые они отстаивали, посещать. Надо ходить постоянно, помнить, что люди умирали за эти храмы. Вот наш подвиг сегодня, наша вера - посещать храмы Господни, помогать им, строить их там, где необходимо. А еще - жить по Евангелию, исполнять заповеди Божии, семейную жизнь строить на основе христианских ценностей, чтобы дети тоже в храм ходили. Нам есть чему учиться у предшественников - новомучеников и исповедников. Лучшая память о них - если храмы будут всегда заполнены народом: значит, не зря они отдали жизни за то, чтобы сохранить святыни от поругания и бесчестия. Всем, кто молился священномученику Вениамину, желаю его предстательства у престола Господня, чтобы нам укреплять веру и исполнять заповеди Божии", - завершил проповедь митрополит Варсонофий.
Богослужение транслировалось на YouTube-канале собора.

Митрополит Вениамин (1873-1922) родился в семье священника Олонецкой епархии. Окончил Каргопольское духовное училище, Олонецкую духовную семинарию. В 1893 году как лучший выпускник был послан на казенный счет в Санкт-Петербургскую духовную академию, которую окончил со степенью кандидата богословия в 1897 году. На III курсе академии был пострижен в монашество и рукоположен во иеродиакона, а позже - во иеромонаха. С 1905 года - ректор Санкт-Петербургской духовной семинарии. С 1908-го - член епархиального миссионерского совета. В 1910 году хиротонисан во епископа Гдовского, викария Санкт-Петербургской епархии. Часто служил в храмах отдаленных и бедных окраин столицы. Был председателем совета епархиального братства Пресвятой Богородицы (заведовал церковно-приходскими школами епархии), товарищем председателя Всероссийского Александро-Невского братства трезвости, возглавлял ежегодные крестные ходы сторонников трезвости. 24 мая/6 июня 1917 года свободным голосованием клира и мирян епархии был избран на Петроградскую кафедру, что стало одним из первых случаев избрания епископа на церковную кафедру в России. Стал архиепископом Петроградским и Ладожским. С 17/30 июня 1917 года определением Святейшего Синода титул изменен на "архиепископ Петроградский и Гдовский", 13 августа 1917 года возведен в сан митрополита. Член Всероссийского Поместного Собора. 1 июня 1922 года был арестован по обвинению в воспрепятствовании изъятию церковных ценностей и помещен в Дом предварительного заключения (непосредственной причиной ареста стала позиция архиерея в отношении обновленцев). К делу были привлечены еще 86 человек. Процесс проходил с 10 июня по 5 июля 1922 года в здании Дворянского собрания. Митрополит держался мужественно, вину не признал, а последнее слово преимущественно посвятил доказательствам невиновности других подсудимых. Петроградский революционный трибунал приговорил к расстрелу десятерых подсудимых (в том числе и митрополита), шестерым смертная казнь была заменена лишением свободы. Митрополит Вениамин был расстрелян вместе с архимандритом Сергием (Шеиным), адвокатом Иваном Ковшаровым и профессором Юрием Новицким. Место расстрела неизвестно. Епархиальной комиссией по канонизации расшифрованы протоколы допроса владыки. В 1992 году Архиерейский Собор прославил его и с ним убиенных. На Никольском кладбище Александро-Невской лавры в память владыки установлен кенотаф.

ИА "Вода живая",
13.08.22