Новости Санкт-Петербургской митрополии

Занятие в детской больнице провел Институт истории РАН

27 Мая 2023
В День славянской письменности и культуры, 24 мая, сотрудники Санкт-Петербургского института истории РАН Борис Ковалев и Дмитрий Асташкин провели занятие, посвященное рукописным памятникам древнего Новгорода, для детей - пациентов Детской городской больницы № 1.

Администрация больницы обратилась в СПбИИ РАН с просьбой организовать занятия, популяризирующие отечественную историю, для детей младшего и среднего школьного возраста, находящихся на лечении, а также для педагогов-воспитателей и психологов ДГБ № 1. Провести занятие руководство предложило сотрудникам института, проживающим в Новгороде. Борис Ковалев также преподает на кафедре теологии НГУ имени Ярослава Мудрого.

Интерактивное игровое занятие для первой группы детей 6-9 лет "Древние грамоты и рисунки мальчика Онфима" провел Дмитрий Асташкин. Он коротко рассказал, какое значение для отечественной истории имел Великий Новгород, и познакомил малышей с историей их ровесника, жившего 800 лет назад, - семилетнего мальчика Онфима. Дети и взрослые с восторгом рассматривали изображения нескольких грамот и рисунков на бересте, написанных его рукой. Дмитрий Юрьевич предложим ребятам попробовать самостоятельно определить, каких животных, какие сюжеты могли взволновать в XIII веке юного ученика, который стал символом начального образования Древней Руси. Маленькому новгородцу посвящают книги и памятники, о нем выпускают спектакли и мультфильмы, отрывки из которых дети увидели на экране. Дмитрий Асташкин вовлек маленьких пациентов в игру по мотивам одного из спектаклей, посвященных Онфиму, и вместе они учились сражаться против злого языческого бога Велеса, который постоянно мешал христианину Онфиму процарапывать прописи на бересте, выполняя урок. Детям было дано задание повторить рисунки Онфима, а некоторые воспроизвели и буквы, которые он писал.

Дмитрий Асташкин рассказал корреспонденту ИА "Вода живая", что сам многодетный отец, привык что-то объяснять своим детям: "Я считаю, что любовь к науке начинается с малого возраста. Опирался на отцовский опыт и опыт воспитателя в оздоровительных лагерях и, конечно, на специальные знания. Дети - благодарные слушатели. Я пытался выстроить свой рассказ как иммерсивный, интерактивный, объяснил детям, что рисунки мальчика Онфима очень современные, показал блоги с его рисунками - они собирают в соцсетях по всему миру сотни тысяч просмотров. Эта история понятна детям и взрослым".

Второе занятие для детей 12-15 лет провел Борис Ковалев, оно называлось "СМС и смайлики дружинника Александра Невского". Он также рассказал об упражнениях в письме и рисовании мальчика Онфима и предложил ребятам найти элементы в рисунках, которые похожи на некоторые современные символы интернет-пространства - пиктограммы и смайлики. Борис Николаевич кратко рассказал об особенностях письма в европейских странах и в Древней Руси и объяснил, что самое главное в этих средневековых берестяных сообщениях - элементы повседневной жизни людей, живших сотни лет назад. Такой подход оказался близок подрастающему поколению, и ребята очень живо реагировали на содержание "эсэмэсок" и "смайликов" древних новгородцев. Дети задали лектору довольно сложные и интересные вопросы.

"Когда мне сказали, что есть возможность провести занятие, я подумал, что если отвлеку детей от болезни, покажу жизнь в ее многообразии, то хоть что-то доброе сделаю, - поделился Борис Ковалев. - Я не специалист в той области, по которой проходила беседа, хотя и доктор исторических наук. Проконсультировался в Новгородском музее-заповеднике, взял методические материалы в детском музейном центре, воспользовался книгой академика Валентина Янина "Я послал тебе бересту". Распечатал образцы берестяных грамот на случай, если компьютер не будет работать. Я недаром прибег к компьютерной теме: археологи называют берестяные грамоты эсэмэсками Средневековья. Название объясняется тем, что мальчик Онфим по возрасту вполне мог быть дружинником святого князя Александра Невского. Дмитрий Асташкин, мой коллега и ученик, работал с маленькими детьми, это сложнее. С подростками можно говорить более серьезно. Я пытался не только отвлечь их от болезни, но сделать беседу интересной и полезной, через уроки истории задуматься о будущем".

Наиболее активным участникам занятий ведущие подарили экземпляры детской книги по истории Древнего Новгорода, изданной Новгородским музеем-заповедником, - "Сохранить как… Культурное наследие". Часть книг была передана в ДГБ № 1 на другие отделения, чтобы прочесть их смогли дети, которые по состоянию здоровья не смогли посетить занятия.

ИА "Вода живая",
24.05.23