Новости Томской митрополии

Троицкий собор – память о наших предках

Источник информации: Томская митрополия
Адрес новости: http://pravoslavie.tomsk.ru/news/4777/
11 Июня 2020
7 июня исполнилось 120 лет со дня освящения Троицкого собора на Новособорной площади в Томске. Величественный храм строился "всем миром" больше 50 лет и был не только архитектурной доминантой города, но и его духовным центром.

О том, какое значение Троицкий собор имел для Томска и всей Сибири, а также малоизвестные факты о строительстве собора, его возрождении и единственной уцелевшей иконе из иконостаса, читайте в нашем материале

Какие чувства испытываем мы, входя в величественные храмы и соборы, в которых бываем во время поездок по городам России и зарубежья? Восхищение? Благоговейный трепет перед могуществом Всевышнего, Которому мастера - зодчие, каменотесы, кузнецы, иконописцы и все, кто участвовал в их создании, посвящали свои лучшие произведения, передавая их потомкам? Задумываемся ли мы о том, что из поколения в поколение все самое совершенное, прекрасное, ценное, что имели и создавали, люди посвящали своему Творцу?

Православные томичи, которые приезжают из Москвы и Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Ханты-Мансийска или Омска, вспоминая об увиденных там храмах, невольно сожалеют о том, что в Томске нет храма, который производил бы подобное впечатление. Даже наиболее вместительный по площади из всех городских церквей кафедральный Богоявленский собор с его великолепной росписью верхних приделов и благолепием убранства уступает соборам многих российских городов.

Конечно, по-настоящему верующий человек не тянется за внешним великолепием и монументальностью, прилепляясь сердцем и к небольшому сельскому приходу, и к дорогой его душе городской церкви.

Современный Томск, возможно, не стал бы претендовать на право иметь не просто еще один, а самый крупный среди всех построенных храмов, если бы у нас когда-то не было Троицкого собора. Но он был! Громадный – так о нем писали, пятикупольный, белоснежный красавец-собор, посвященный Святой Живоначальной Троице и построенный «всем миром», был самым величественным и красивым в Азиатской части Российской империи. Его называли «Сибирским храмом Христа Спасителя». Строившийся с перерывами 55 лет исключительно на пожертвования, он был воплощением народного единения, веры православной, русского духа и любви к своему Отечеству. По большим церковным праздникам в нем собирались для общих молитв жители огромной Томской губернии, простиравшейся когда-то на территориях современных Томской, Кемеровской, Новосибирской, части Красноярского и Алтайского краев и Восточного Казахстана.

Троицкий кафедральный собор

Потому еще Троицкий собор стал «бельмом в глазу» безбожной власти, которая стремилась растоптать все святое, уничтожить саму память о прошлом. В 1930 году Троицкий собор закрыли, а в 1934-м сначала частично взорвали, а затем полностью разобрали.

По свидетельствам старожилов, с которыми в 1980-х - начале 1990-х годов встречались томские краеведы и историки (их воспоминаниями поделился с корреспондентом Г.В. Скворцов), в те времена, когда собор разбирали, томичей – рабочих и служащих – группами привозили на развалины и, устраивая соцсоревнование на скорость, предлагали очистить кирпичи от раствора и уложить в поддоны для повторного использования. Потом эти кирпичи шли на ремонт и строительство городских зданий, в том числе 3-го корпуса ТГАСУ, возведенного в 1937 году, школы №12, бывшего общежития №4 ТГУ на пр. Ленина и других.

По словам ст. научного сотрудника ТОХМ И.А. Евтихиевой, лет 20 назад беседовавшей с теперь уже почившими свидетелями давних событий, перед закрытием собора в нем жили игуменья томского женского Иоанно-Предтеченского монастыря Анастасия с несколькими сестрами и священниками. Они отделили для жилья небольшое помещение, отапливали его и тайно совершали там богослужения. Этих людей постигла трагическая участь: живыми, со связанными проволокой руками (большевики экономили патроны), их бросили в яр под Каштачной горой и засыпали землей.

Можем ли мы забыть об этом, как не думать и о том, почему Новособорная площадь названа именно так? Разве мы - иваны, не помнящие родства? И разве не наши предки жертвовали свои сбережения или, за неимением денег, семейные ценности на строительство собора? Разве не простые работяги – тоже чьи-то пра-прадеды и пра-пра-прадеды – возводили этот храм? Или, возможно, предки кого-то из наших современников – томичей и жителей других мест были богатыми купцами-благотворителями и устроителями собора?

Разве мы вправе закрыть красивой плиткой и газонами, вычеркнув из истории, то святое место, на котором стоял собор, в котором молились «За веру, царя и Отечество» наши предшественники, откуда они уходили на фронт в годы Великой Отечественной войны, и куда 9 Мая приходим мы – тысячи томичей с портретами своих родных-фронтовиков?

В честь воинов-сибиряков

Давайте представим обычный 5-этажный дом высотой примерно 15 м. Умножим 15 на 4 и получим 60. Именно такой была высота главного купола Свято-Троицкого собора с крестом, на котором, по утверждению очевидца, была вылита фигура Спасителя. Диаметр основного здания, к которому примыкали 4 башни-колокольни с «вызолоченными» главами и крестами, составлял 30 м, а центр храма в алтаре находился там, где сегодня (за памятником Томскому студенчеству) стоит гранитный камень, установленный в «лето от Рождества Христова 1991 года 13 дня» Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II в основание часовни-памятника в честь Троицкого собора.

Троицкий собор – память о наших предках, изображение №2

Собор окружала кирпичная ограда с высокой металлической решеткой, а во дворе росли желтые акации.

Да, Новособорная площадь для томичей – действительно, памятное место. Кроме памятника покровительнице студенчества св. мч. Татиане, здесь установлена стела в честь подвига томичей в годы Великой Отечественной войны, памятник Труженикам тыла, а также большевикам, уничтожившим томский кафедральный собор в исторической последовательности - вслед за храмом Христа Спасителя в Москве.

Троицкий собор был не просто одним из кафедральных соборов Сибири. Это был храм-памятник Отечественной войне и победе русского духа в 1812 году, храм-памятник всем воинам-сибирякам, - рассказывает Ирина Александровна Евтихиева. - Когда-то Александр I после победы 1812 года благословил поставить храм-памятник в Москве и такой же храм-памятник в Томске, поэтому архитектура собора Христа Спасителя и томского Свято-Троицкого собора совпадала. В XIX веке Томск был, действительно, городом с очень развитой духовной историей. К 1917 году здесь насчитывалось около сорока церквей! А к 1943 году, когда Сталин приказал открыть храмы, их осталось всего две! Такого не было ни в одном сибирском городе, хотя коммунистические разрушители очень активно прошлись по Сибири. Но столько церквей, как в Томске, не было уничтожено нигде. И произошло это именно потому, что духовность народа была очень высокой, и с ней новая власть всячески боролась.

Мы - народ, потерявший память?

Русские, к сожалению, как никакой другой народ, в годы советской власти подверглись страшному геноциду, - продолжает И.А. Евтихиева. – Лев Троцкий говорил: «Пусть 90 процентов русских погибнет, лишь бы разгорелась революция». - Русский народ с его патриархальностью, семейственностью, церковностью был им не нужен. А вся история России – это история православного человека. Да, и в Томске, как везде, живут мусульмане, протестанты, католики, но Россия строилась православными людьми, а Томск – православными верующими – казаками. Если мы где-нибудь в фильме увидим человека, потерявшего память, то он в лучшем случае вызовет у нас сострадание, а скорее всего – брезгливость, ведь такой человек опускается, забывая, как есть, пить, умываться… А какое отношение других народов к себе может вызывать народ, потерявший память? Так вот мы сейчас – такой народ. И пока мы не опамятуемся, не вернем свою историческую память, отраженную в том числе и в истории Троицкого собора, отношение к нам не изменится. Уничтожение очагов исторической и духовной культуры – не что иное как форма уничтожения нации. Разве не понятно, что нас хотят уничтожить? Поэтому Троицкий собор необходимо восстанавливать! И первым этапом строительства должна стать часовня, как это было в Москве: сначала построили часовню, а за ней – храм Христа Спасителя.

Ирина Александровна – одна из тех томичей, кто с начала 90-х активно отстаивал идею возрождения Троицкого собора.

Уже создан его проект, одобренный Патриархом, - добавляет искусствовед. – Три года назад московский архитектор Виктор Захаров, по чьим проектам построено немало православных храмов, привозил его в Томск, но, к сожалению, так ни с чем и уехал: власти проектом не заинтересовались. Пока мы, томичи, сами не осознаем, что нам нужен Троицкий собор, пока наши душевные силы и духовные устремления не будут направлены на его восстановление, пока мы не пожертвуем для него все, что в наших силах, ничего не изменится. А те, кто сегодня противятся строительству часовни и храма, противятся восстановлению исторической памяти русского православного человека.

Ирина Киселёва

…И штандарты Томского полка

По воспоминаниям томичей-старожилов, в одном из приделов Свято-Троицкого собора стояли штандарты (военные знамена) 39-го пехотного Томского полка, бесстрашно сражавшегося на полях Отечественной войны 1812 года, участника Заграничных походов Русской императорской армии 1813-14 годов, сражений Русско-турецкой войны 1828-1829 годов. После закрытия собора большевики вынесли знамена на Новособорную площадь и прилюдно сожгли. Они выдали полковые знамена за флаги черносотенцев, которые были для них особенно ненавистны своей преданностью царскому престолу. Новые власти всячески убеждали горожан, что служители собора вели «систематическую черносотенную агитацию».

Командир 39-го томского полка со знаменем

Командир 39-го томского полка со знаменем

Из рассказа Ирины Евтихиевой

Фото Икона свт. Николая

Святые лики Троицкого собора

В Никольском приделе Троицкого собора хранилась икона свт. Николая Чудотворца, от которой, также по воспоминаниям томичей-старожилов, происходило немало чудес.

Помолиться у нее можно и сегодня. Эта большая икона освящает левый придел Петропавловского собора, посвященный Рождеству Пресвятой Богородицы. Образ святителя Николая – единственная, чудом уцелевшая икона из иконостаса Троицкого собора.

Икона святителя Николая в обожженном резном киотеПетропавловский собор, г. Томск. Единственная сохранившаяся икона из иконостаса Троицкого собора

Икона святителя Николая в обожженном резном киоте
Петропавловский собор, г. Томск. Единственная сохранившаяся икона из иконостаса Троицкого собора