Новости Томской митрополии

Спаси, Утешителю, верно поющих боголепное пришествие Твое

Источник информации: Томская митрополия
Адрес новости: http://pravoslavie.tomsk.ru/news/4778/
11 Июня 2020
Следующий за Пятидесятницей понедельник, в пятьдесят первый день после Пасхи, совершается праздник в честь Святого Духа, который в церковной традиции именуется – Духов день.

Сегодня особым образов прославляется Божественный Дух, сошедший на учеников Христовых, чтобы они могли безбоязненно проповедовать всему миру о Сыне Божьем, о Его страдании за нас, о Его славном Воскресении. Именно с этого момента на земле началось установления Церкви Христовой.

В Богоявленском кафедральном соборе г. Томска праздничные богослужения возглавил митрополит Томский и Асиновский Ростислав. Его Высокопреосвященству сослужило духовенство собора. Накануне, по сложившейся традиции, была совершена полиелейная утреня с чтением акафиста ко Пресвятой Троице перед месточтимой иконой - копией Пресвятой Троицы письма прп. Андрея Рублева.

После окончании Божественной литургии митрополит Ростислав поздравил верующих с праздником: «Поздравляю вас, дорогие отцы, братия и сестры, с сегодняшним праздничным днем – днем Святаго Духа, и желаю, чтобы Божественная всеосвящающая благодать Всесвятаго Духа пребывала со всеми нами». Так же Его Высокопреосвященство напомнил верующим, что начавшаяся новая седмица является сплошной – в среду и пятницу на этой недели поста нет. А со следующего понедельника начинается Петров пост или пост апостольский, который готовит нас к празднику святых первоверховных апостолов Петра и Павла.

За богослужениями пел хор учащихся Томской духовной семинарии и священнослужителей собора.

Особое внимание в этот праздничный день заслуживает осмысление иконы праздника, а именно икона «Сошествие Святого Духа на апостолов»,

раскрывающая промыслительное действие Святой Троицы в отношении Церкви и мира.

Традиционно в иконах Сошествия Святого Духа на апостолов представляется Сионская горница, в которой согласно книге Апостольских деяний собрались апостолы. В их руки помещают книги, свитки, их пальцам придают благословляющий жест, а над главами изображены нисходящие языки пламени. Место Иуды Искариотского среди 12 учеников Христовых занял апостол Матфий.

Апостолы, как правило, располагаются подковообразно по шесть учеников слева и справа, причем пустое место между центральными фигурами апостолов Петра и Павла напоминает о присутствии Господа Иисуса Христа, как это можно видеть в иконах «Тайной вечери».

В нижней части иконы в темном пространстве, стоит седовласый длиннобородый старец в царской одежде и короне на голове. Рядом с ним помещаться греческая надпись κόσμος - «мир», благодаря которому сам образ получил наименование «Царь-Космос» — это символ всего сотворенного Богом мира, всей вселенной, всего космоса. Поэтому «Царь-Космос» стал наиболее удачным образом для выражения той мысли, что Святой Дух через Церковь освящает весь мир и всякую тварь, живущую в нем. Старец изображен с полотнищем в руках — в древности считалось, что к святыне нельзя прикасаться голыми руками, и для этого применяли особые покровцы.

Своеобразное противопоставление события Сошествия святого Духа на апостолов образу царя космоса говорит о том, что горница, где восседают апостолы, понимается как храм, который должен совпасть со всей вселенной и явить новый мир и новое царство, где будет царствовать мир и радость о Духе Святом.

Выдающийся иерарх Русской Православной Церкви XX века, замечательный духовный писатель - митрополит Вениамин (Федченков), размышляя над сегодняшним праздником писал: «Так называемый Духов день есть особый праздник не только потому, что он отдельный, но и потому, что по существу своей «благодати» он совсем иной, чем Троица…является «продолжением» Троицына дня.

Все предыдущее приводит нас к тому, что с Пятидесятницы начинается проявление спасающей деятельности Святого Духа, или Царство благодати.

Посему естественно, что Совершителю сего спасения, Осуществителю, и посвящается первый же день за Троицей.

Освящение есть дело именно Третьей Ипостаси Святой Троицы – Духа, Который поэтому и называется по преимуществу Святым. Итак, мы должны предать себя на очищение Ему, на исцеление. «Прииди, вселися, очисти и спаси!»