Новости Томской митрополии

Любовь – основа жизни и творчества

Источник информации: Томская митрополия
Адрес новости: http://pravoslavie.tomsk.ru/news/4896/
22 Октября 2020
В фойе Церковно-певческой школы прошёл творческий вечер семьи известных томских художников Юрия Николаевича и Тамары Александровны Фёдоровых.

Как достичь гармонии в совместном творчестве? Что такое «вышивание на холсте»? Чем художник похож на пианиста? И почему, вообще, художник творит? Об этом и о многом другом с художниками поговорили прихожане храма святителя Феодосия Черниговского.

Юрий Николаевич и Тамара Александровна – авторы многих прекрасных полотен, в том числе живописной картины «Благословенная земля», которая украшает теперь вход в Свято-Феодосиевский храм. На этой великолепной картине представлена панорама утраченного Иоанно-Предтеченского женского монастыря. И сейчас каждый может увидеть те благолепие и гармонию, которые царили в этом святом месте во время расцвета славной томской обители.

В связи с запретом на проведение массовых мероприятий для всех желающих была организована прямая трансляция творческого вечера в приходской группе «ВКонтакте».

Работать вместе легко!

Томские художники Юрий и Тамара Фёдоровы – это не только семья и коллеги по работе, отметившие в этом году 45-летний юбилей совместной профессиональной деятельности, это единомышленники во всём, по замыслу Творца полностью дополняющие друг друга.

Участники многих региональных, всероссийских и международных выставок, свою первую совместную выставку они подготовили в 1999 году, к 395-летию Томска, написав для неё порядка 40-50 картин за 7 месяцев. Художники поделились, что эту коллекцию полотен для выставки «Сибирский град старинный» они написали «на одном дыхании» и именно тогда почувствовали, что могут работать вдвоём.

– Мы быстро работаем. А, главное, не мучительно, – говорит глава семьи.

Вот так – всё получилось само собой, цели писать картины совместно художники изначально перед собой не ставили.

– У нас очень близкая манера живописи. Мы любим реалистическую живопись... Поэтому нам легко работать вдвоём, мы чувствуем друг друга, – продолжает Юрий Николаевич.

Мороз таланту не помеха

А начиналось всё в начале 1970-х годов, когда в Новоалтайское художественное училище на курс к одному мастеру, Александру Петровичу Ботеву, поступили молодые, способные художники Юра и Тома. Тогда же они и обратили друг на друга внимание, но, по их словам, учёба в то время была у них на первом месте.

– Учились как обычно, как все студенты, целенаправленно. Очень такие были, можно сказать, фанатичные. Очень хотели постичь изобразительную науку… Учились с большим желанием, – вспоминает Тамара Александровна.

Юрию Николаевичу любовь к художественному творчеству привил отец – томский художник Николай Алексеевич Фёдоров.

– Я смотрел, как он грунтовал холсты.., как краски выдавливал, этюдник приготавливал, кисти сам делал. У меня не было какого-то мучительного выбора профессии, – делится художник.

Тамара Александровна с благодарностью вспоминает о своих первых учителях, которые помогли ей раскрыть художественный талант. Это школьный учитель рисования, который одновременно преподавал в художественной школе, директор и ещё один педагог школы искусств.

Именно школьный учитель рассмотрел в 12-летней девочке способности к рисованию и пригласил Тому и ещё двоих её одноклассников в художественную школу, он же её поддерживал, подбадривал в трудные творческие моменты.

– В художественной школе я училась с большим желанием, прямо горело всё! Мама ещё, помню, говорит мне: «Мороз на улице!» Нет, вот что-то не удерживало меня дома, хотелось идти и творить, – рассказывает художница.

Картины как зеркало

Супруги помогают друг другу в совместном творчестве. Конфликтов, по их словам, в процессе творчества у них не возникает, ведь всё отражается на картинах.

– Когда хорошо работается, тогда и вдохновение, и благодать видны на холсте, – улыбается Юрий Николаевич.

Картины Фёдоровых – особенно радостные, светлые, солнечные – они сами говорят за своих авторов – их писали с любовью и вдохновением.

Художники полностью дополняют друг друга. Как правило, начинает работать над картиной супруг, а супруга уже прописывает все детали, ей достаётся самая ювелирная работа – «вышивание на холсте».

Томск – это Клондайк!

Среди работ Фёдоровых очень много храмов. К этой теме они обратились, готовя свою первую совместную выставку. Ещё у них есть любимые темы: «Томские улицы», «Томская деревянная архитектура».

– Вообще, Томск – это Клондайк, мы по золоту ходим! У нас, что ни улица – то история. Это же исторически очень важный город! – восклицает Юрий Николаевич.

– Мы до сих пор открытия делаем! – добавляет супруга.

Художники переживают, что дома разрушаются или так реставрируются, что теряют свою уникальность.

– Мы торопились! И не зря! Потому что, сколько домов мы написали, половины уже нет, или так их отреставрировали, что нет уже того уюта, теплоты, – констатирует глава семьи.

Святая земля Томска

При первом посещении территории бывшей Иоанно-Предтеченской обители Юрий Николаевич запомнил и был поражён приветствием настоятеля Свято-Феодосиевского храма иерея Евгения Маслича: «Приветствую Вас на святой земле!»

– Первое впечатление для художника очень важное..! На самом деле – здесь святая земля! Тишина, спокойствие! – говорит мастер.

Супруги сразу же согласились на предложение священника написать картину с видом монастыря, он их благословил, и работа закипела. Они поделились, что чувствовали помощь небесного покровителя храма – святителя Феодосия Черниговского.

– Без благословения мы вообще бы ничего не сделали, – признаётся Юрий Николаевич.

– Без Божией помощи мы бы ничего не сделали. Мы буквально ощущали это. Человек немощен по своей натуре и только с Божией помощью он что-то может сделать, – вторит супругу его верная помощница.

Художник как пианист

Над картиной «Благословенная земля» авторы трудились почти 10 месяцев. Были, конечно, свои сложности, они в творчестве неизбежны. Но, по словам художников, у них было главное – это согласие, которое в совместном творчестве просто необходимо. Работа писалась с огромным желанием, материала было достаточно. Своими советами помогали томский искусствовед Ирина Александровна Евтихиева и отец Евгений.

Супруги признались, что долго работали над композицией, изначально она их не устраивала. По их убеждению, в зрелой работе художественный отбор должен быть всегда. В итоге авторы убрали какие-то детали, стремясь к лаконизму и выразительности. Яркий колорит ранней осени авторы утвердили изначально.

Работали над картиной неустанно, почти каждый день.

– Эту работу надо было писать каждый день. Потому что настрой художника очень важен. Пропустишь дня два-три, потом приходишь, садишься и настраиваешься на работу. А когда каждый день работаешь, ты, как пианист, который играет ежедневно, у него пальцы уже чувствуют, он может с закрытыми глазами играть. Также и художник – хоть немножко, но он должен постоянно работать, – делится секретами мастерства Юрий Николаевич.

Роман в пять томов лучше рассказов

Картина впечатляет своими размерами, она очень масштабна, грандиозна. Мастер поделился, что ему больше нравится работать над большими картинами, это в его характере, причину он видит в советском прошлом, времени великих строек, в стремлении к монументальности.

– Над большой картиной думаешь, работаешь, и каждый раз новое настроение, выкладываешься до изнеможения… Это как у писателей – или рассказики писать, или написать уж роман в пять томов! – заявляет автор.

Художник рисует от любви

Семья Фёдоровых уникальна не только потому, что эта семья двух больших талантов, соединившихся в своём творчестве в один, многократно больший талант, эта семья является Малой церковью, которая руководствуется в своей жизни заповедями Божиими и старается жить по воле Творца.

При всей своей многогранной творческой деятельности, супруги служат в домовом храме свт. Николая Чудотворца при Томской областной психиатрической больнице в Сосновом бору: Юрий Николаевич – пономарь, а Тамара Александровна – певчая. Всё успевать и во всём преуспевать им помогает молитва: перед работой и после неё художники обязательно молятся.

В одном из интервью Тамара Александровна говорит: «Церковь – это наше спасение, чтобы не утонуть в море житейском. Самое главное – это заповеди Божьи. И все они о любви, всё в мире должно быть на основе любви!»

– Художник должен работать не для себя… Для людей художник работает – пусть люди смотрят, радуются. Это же всё от любви, на самом деле. Если художник любит, поэтому он рисует… Даром Божиим надо делиться! – Юрий Николаевич во всём единодушен со своей супругой.

Такое понимание возможно только глубоко верующим людям. Любовь к Богу, друг ко другу и ко всем, видимо, и есть успех семейного творчества четы Фёдоровых, ставшего поистине уже не просто профессиональным деланием, а настоящим служением.

Текст: Вера Гранатова

Фото: Серафима Кузина

По материалам приходского сайта храма свт. Феодосия Черниговского