Новости Томской митрополии

В томском храме появилось распятие, созданное в древней технике

Источник информации: Томская митрополия
Адрес новости: http://pravoslavie.tomsk.ru/news/4948/
17 Декабря 2020
Образ распятого Христа, созданный в древней технике горячей энкаустики, был написан для храма апостола и евангелиста Иоанна Богослова в Санкт-Петербургской мастерской “Живая традиция”. 15 декабря по окончании Божественной литургии в храме состоялось торжественное освящение иконы.

— Наш домовый храм существует уже пятнадцать лет, — рассказывает настоятель прихода иерей Дионисий Землянов, — и все эти годы нам хотелось, чтобы в храме было Распятие. Конечно, совершая богослужение мы как-то выходили из положения. Например, Пассию читали перед иконой Христа в терновом венце или малым крестом, который выносится для поклонения в Крестопоклонную неделю. Оказалось, что это не так просто — для уже сложившегося пространства храма подобрать какое-то писаное, резное или иным образом выполненное Распятие.

Священник рассказал, что увидел в сети несколько работ иконописца Филиппа Давыдова, узнал его отношение к созданию икон, для каждой из которых ищется решение, которое наилучшим образом подойдёт для будущего пространства храма.

— Филипп посмотрел фотографии нашего храма и какое-то время обдумывал, что будет лучше для такого визуально-инертного прямоугольного помещения, ровных стен и иконостаса с печатными иконами на ярком красным фоне, - объясняет отец Дионисий, - Золотой фон, или даже просто обычная ровная красочная поверхность может казаться печатью и слишком свяжется с гладкостью стен, в то время как “задача” иконы, а Распятия особенно — в том, чтобы приводить ум к сосредоточенной молитве.

После долгих поисков в мастерской “Живая традиция” выбрали технологию горячей энкаустики, в которой были написаны почти все первые христианские иконы. В этой технике связующим веществом является воск — он расплавляется, смешивается с красками и наносится в горячем виде. Воск быстро остывает и у иконописца просто нет времени на гладкую живопись. Каждое движение кисти должно быть максимально выразительным и точным, только тогда образ может сложиться.

— Это был длительный процесс поиска. Чтобы понять, как лучше написать для нашего храма, иконописец делал несколько проб, каждый раз испытывая различные приёмы, а когда уже работал над Распятием на доске — несколько раз полностью переписывал его, - рассказывает настоятель.

Автор Распятия иконописец Филипп Давыдов после окончания работы отметил в своём письме отцу Дионисию, что "активность (яркость, неровность и выразительность, свойственная горячей энкаустике), сделает его вторым центром храма. Он не будет визуально «спорить» с иконостасом, а станет хорошей опорой для сосредоточенной молитвы прихожан. Не восхищать, а собирать. Не умилять, но сосредотачивать”.