Новости Томской митрополии

В Рождественский сочельник в томских храмах были совершены праздничные богослужения

Источник информации: Томская митрополия
Адрес новости: http://pravoslavie.tomsk.ru/news/4977/
6 Января 2021
6 января, в день Рождественского сочельника, митрополит Томский и Асиновский Ростислав возглавил Литургию свт. Василия Великого и Великую вечерню в Богоявленском кафедральном соборе.

Его Высокопреосвященству сослужили секретарь Томской епархии архимандрит Иосиф (Еременко) и духовенство собора. За богослужением пел хор Томской духовной семинарии под руководством Марины Алексеевны Баёвой.

Богослужения этого дня наполнены ощущением приближающегося великого двунадесятого праздника. На Великой вечерне читались 8 паремий, отрывков из Ветхого Завета, пророчествующих о приходе в мир Спасителя.

Богослужебными особенностями Сочельника, если он не выпадает на субботний или воскресный день, являются также чтение Царских часов и соединение вечерни с Литургией. Царские часы совершаются трижды в году: в навечерии, т. е. накануне, Рождества Христова и Богоявления и в Великую пятницу. Сохраняя структуру обычного прочтения Часов, Царские часы имеют свою особенность – дополняются стихирами, паремиями, прокимнами, а также чтением апостольских посланий и Евангелия.

По окончании богослужений, обращаясь к собравшимся с архипастырским словом, Его Высокопреосвященство напомнил им, для чего Господь пришел в этот мир.

– Если в душе нашей возобитает Бог, то тогда душа каждого человека становится Престолом Божиим. Для этого Господь пришел в этот мир. Для этого Он, сотворивший этот мир, как бы заново рождается как Младенец, по человеческой природе, для того, чтобы нас, отпавших от Бога, снова с Богом соединить.

Говоря о времени подготовки всего мира к Боговоплощению, митрополит Ростислав напомнил пастве страницы священной истории, акцентировав их внимание на том факте, что все попытки ветхозаветного человечества преодолеть последствия грехопадения своими силами, без Божией помощи, были безуспешны.

– Для того, чтобы спастись, нужно было понять глубину своего падения. Чтобы начать лечить любую болезнь, нужно сначала понять реальную опасность той или другой болезни. Без этого невозможно приступить к лечению. И поэтому человечество должно было полностью исчерпать все свои собственные силы, зайти в тупик, из которого не было бы никакого выхода, и вот тогда пришел Господь для спасения... Когда ветхая эра подошла к концу, человечество оказалось в глубочайшем кризисе: экономическом, политическом, идеологическом и духовно-нравственном. Казалось бы, человечество должно было погибнуть – выхода не было никакого. И вот тогда приходит Господь.

Архипастырь напомнил пастве, что название города Вифлеема, в котором родился Господь наш Иисус Христос, переводится с древнееврейского как «Дом хлеба». Называя Себя многократно в Евангелии «Хлебом жизни» (Ин. 10, 48), Господь говорит, что «ядущий хлеб сей будет жить вовек» (Ин. 10, 51).

– И вот этому Хлебу Небесному, Хлебу, Который дает жизнь человечеству, надлежало, сойдя с небес, явиться в «Доме хлеба», в городе Вифлееме, куда сегодня, в преддверии праздника Рождества Христова, притягиваются души и сердца миллионов людей по всему миру.

В завершении богослужения в собор прибыл отряд православных следопытов, которые доставили в храм лампаду с огнём, зажённым от светильника, неугасимо горящего в храме Рождества Христова в Вифлееме, на месте рождения Спасителя. Именно от этого огня в центре собора была зажжена свеча, символизирующая Вифлеемскую звезду, после чего духовенство, семинаристы и все собравшиеся пропели тропарь Рождеству Христову.

В завершение проповеди митрополит Ростислав призвал паству ответить любовью на великую Божию любовь.

– Велика любовь Божия! И мы можем только ответной любовью воздать Господу и Спасителю нашему. И пусть этот огонек, доставленный из Вифлеема, этой любовью Божественной возжигает наши сердца!

По окончании богослужения прихожанам было роздано освященное сочиво – для укрепления физических и духовных сил в канун великого праздника.


Фото: Анатолий Налетов