Новости Томской митрополии

Митрополит Ростислав: «Смирение – это когда мы видим себя такими, какими мы являемся на самом деле, со всеми нашими грехами и страстями»

Источник информации: Томская митрополия
Адрес новости: http://pravoslavie.tomsk.ru/news/5027/
21 Февраля 2021
Архипастырское слово в Неделю о мытаре и фарисее. Из проповеди 9 февраля 2020 года в храме Новомучеников и исповедников Церкви Русской.

– Хотя мы все знаем, что пост – это время покаяния, но в чем нам каяться? Мы не разбойники, мы не делаем никому зла, мы не хуже, чем наши соседи, сослуживцы. Более того, в воскресенье пришли в храм Божий. И кажется, что каяться нам особо не в чем. И остается задирать нам нос вместе с фарисеем, о котором шла сегодня речь в Евангелии, который говорил: «Благодарю тебя, Боже, что я не как прочие люди, не как тот мытарь», как сослуживец, сосед, несправедливый начальник. Мы в церковь ходим, и постимся, стараемся заповеди соблюдать, пожертвования делаем. А вот Господь сказал, что такой фарисей не уходит из храма Божиего оправданным. Почему, несмотря на свое фактическое благочестие? Потому что задирал свой нос, гордясь своими делами, он тем самым ставил себя выше окружающих людей. Но так ли это?

Сколько мы знаем людей, ухаживающих за тяжко больными людьми, которые на самом деле в душе этих людей ненавидят. И думают: «Когда же твоя жизнь закончится, чтобы, наконец-то, мне вступить в наследство?» Сколько знаем мы таких людей, которые строили храмы Божии. И как обижаются такие люди, если после построения храма Патриарх не наградит их орденом, почетной грамотой, и вроде бы весь труд насмарку. Оказывается, все эти дела ради тщеславия, ради гордыни. И эти дела – это навоз, который удобряет гордыню, которая разбухает до огромных размеров от этих, казалось бы, добрых дел.

И пример истинного покаяния является нам в образе смиренного мытаря, который, бия себя в грудь, просил у Бога милости.

И отсюда вывод, что необходимо нам для спасения смирение. Чтобы начать каяться, надо увидеть свои грехи. А чтобы их увидеть, надо не через розовые очки смотреть на свои поступки, а увидеть себя так, какие мы на самом деле?

Ведь смирение – это не когда мы знаем, что мы хорошие, и будем смиряться. «Нет, мы плохие, мы грешные», – как часто из уст верующих людей слышим мы эти слова, когда нас кто-то похвалит, когда услышим что-то доброе в свой адрес. А если нас не похвалят? Если скажут: «Нет, ты грешный, ты плохой»? И куда наше смирение денется? Это не смирение, это смиренничество. Смирение – это не то, когда мы унижаем себя, затаптываем в грязь.

Смирение – это когда мы видим себя такими, какими мы являемся на самом деле, со всеми нашими грехами и страстями. И когда мы познаем себя как павших грешников, тогда мы видим свои болезни, тогда мы знаем, в чем каяться и как, тогда приходит покаянное чувство.