Новости Томской митрополии

В Великий Вторник в томских храмах были совершены богослужения Страстной седмицы

Источник информации: Томская митрополия
Адрес новости: http://pravoslavie.tomsk.ru/news/5100/
27 Апреля 2021
27 апреля, во второй день Страстной недели, в храмах Томской епархии совершались особые богослужения, участие в которых помогает понять весь сокровенный смысл и глубину событий Великого Вторника, слов и притч, сказанных в этот день Спасителем ученикам и народу.

Вечером 26 апреля, в канун Великого Вторника, в храмах Томска были совершены три богослужения (великое повечерие, утреня и 1-й час). В Богоявленском кафедральном соборе богослужения возглавил митрополит Томский и Асиновский Ростислав.

Утром 27 апреля глава Томской митрополии возглавил в главном храме Томска следующие богослужения: 3-й, 6-й и 9-й часы, Изобразительные и вечерню, соединенную с Литургией Преждеосвященных Даров.

Его Высокопреосвященству сослужили клирики кафедрального собора. За богослужениями пел хор семинаристов под управлением регента Марины Баевой.

Во время утрени в храме читался отрывок Евангелия от Матфея (22:15-23:39), а во время Литургии – Мф. 24: 36 – 26: 2. Содержание этих евангельских строк осмысляется в прекрасных канонах и песнопениях (настоящих шедеврах древней христианской поэзии), исполняемых за богослужениями Страстной седмицы.

В Великий Вторник Христос последний раз проповедовал перед народом в Иерусалимском храме, соответственно Его проповедь имела особенное значение. Размышляя о евангельском чтении этого дня, святитель Феофан Затворник отмечает: «Достаточно было только выслушать все это со вниманием, чтоб увериться, что Он есть истинный Спас миру – Христос, и покориться Его заповедям и учению».

Ночь накануне Вторника Иисус Христос также провел в Вифании и утром опять пришел в Иерусалимский храм и много учил и в храме, и вне храма. Фарисеи, уже окончательно решившиеся погубить Христа, не упустили возможность воспользоваться моментом и уловить Спасителя в словах, спровоцировав Его на ответ, который неизбежно либо привел бы к возмущению народа, либо стал бы поводом для политического доноса римским властям. Их лицемерие при этом достигло почти карикатурной формы: мало того, что они, ревнители Закона и националисты, не погнушались для осуществления замыслов союза с представителями одиознейшей секты иродиан, по сути дела, пособниками римских оккупантов, фарисеи начали свою речь удивительно фальшивыми и льстивыми словами: «Учитель! мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице» (Мф. 22:16). Те же люди недавно говорили о Христе: «Он не от Бога» (Ин. 9:16), «Он обманывает народ» (Ин. 7:12); и даже: «Ты самарянин, и бес в Тебе» (Ин. 8:48), но теперь им казалось, что они придумали вопрос, который при любом ответе погубит Иисуса Христа, и льстивыми словами пытались сделать так, чтобы Он не ушел от ответа. Фарисеи спросили Христа: «как Тебе кажется? позволительно ли давать подать кесарю, или нет?» (Мф. 22:17). Лукавство вопроса заключалось в том, что, если бы Спаситель ответил: да, – то фарисеи обвинили бы Его перед народом в поддержке римских оккупантов, а если: нет, – то донесли бы на Него властям, как на мятежника. Иисус ответил очень мудро и просто: Он попросил принести римскую монету, динарий, на которой было отчеканено изображение императора, кесаря, и сказал свою знаменитую фразу: «...итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф. 22:21).

Эти слова имели неоспоримую житейскую правду: раз Иудея допускала хождение на своей территории римской монеты и собственно являлась частью Римской империи, естественно, она должна была подчиняться римским законам и платить подати. Да и сам динарий, согласно античному правовому сознанию, в некотором смысле, действительно принадлежал императору: изображение кесаря является знаком того, что монета отчеканена от его имени, и он, соответственно, является верховным собственником всей денежной массы империи. Человеческое лукавство в очередной раз не смогло противостоять Божественной мудрости.

Интриги фарисеев дали повод Спасителю обратиться к народу с очень важной речью. В своей проповеди Христос указал на те страшные изъяны в религиозной жизни израильского народа, в первую очередь, в отношении его вождей, которые и приведут к тому, что иудеи отвергнут своего истинного Царя и Спасителя и предадут Его на распятие. Надо заметить, что на словах фарисеи действительно были ревнителями благочестия: они требовали от народа строгого исполнения заповедей Божиих и сами претендовали на то, чтобы быть примером следования Закону. Сам Спаситель призвал Своих слушателей: «...всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте» (Мф. 23:3).

Однако подобная ревность питалась отнюдь не искренней верой и любовью к Богу, а банальным властолюбием, корыстолюбием, тщеславием и лицемерием, т. е. желанием вместо того, чтобы жить подлинной жизнью в Боге, надеть на себя некую благочестивую маску, за которой можно спрятать свое лицо, искореженное человеческими страстями. Известно, что подобная внутренняя установка приведет к убийству Иисуса Христа...

Соблазн фарисейства угрожает каждому верующему человеку, поэтому Христос так резок в Своих словах к фарисеям. Он сравнивает их с окрашенными гробами, вождями слепыми, порождениями ехидниными (т. е. детьми гадюк, которые, по древним поверьям, при рождении прогрызали чрево своим родителям, тем самым, убивая их), и не жалеет для них и других, не менее жестоких слов.

Неожиданно Спаситель заканчивает Свою грозную речь удивительно трогательными и горькими словами: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст» (Мф. 23:37-38). Христос показал, что, несмотря на все беззакония Израиля, Он все равно любит Свой народ и скорбит о его скором падении, как Он любит каждого человека и скорбит о его грехах.

Евангельское чтение Великого Вторника за Литургией начинается со слов Спасителя о неожиданности Его Второго пришествия и необходимости всегда духовно бодрствовать и в любой момент быть готовым к встрече с Богом: «потому что не знаете, в который час Господь ваш придет» (Мф. 24:42). Речь здесь идет не только о Втором пришествии Спасителя и последующем за ним Страшном суде, но и неизбежной для каждого человека кончине, дня и часа которой тоже никому не дано знать, кроме Бога, и после которой уже нет покаяния.

Свою мысль Христос объясняет двумя притчами: о неверном и благоразумном рабах и о десяти девах.

Господин покидает свой дом и поручает управление двум слугам. Один, думая, что хозяин вернется нескоро, начинает бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами (См.: Мф. 24:49); другой исправно делает свое дело. Господин вернется неожиданно и благоразумного раба сделает управляющим имением, а с неверным поступит сурово: «Рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов» (Мф. 24:51).

Во второй притче десять дев дожидаются прихода жениха: пять из них мудрые, – они заранее все приготовили: взяли с собой светильники и запаслись маслом для них; остальные же, неразумные, понадеялись на то, что ждать жениха не придется, и масла с собой не захватили. Жених же замедлил, неразумные девы уснули, светильники их погасли, а когда жених пришел в полунощи, они бросились искать масло, опоздали и застали уже закрытые двери. Так и любой человек должен всегда бодрствовать, чтобы не гас свет его веры, чтобы он мог достойно встретить грядущего Спасителя. При всей видимой суете, при том, что очень многие люди сейчас в физическом смысле недосыпают, духовная спячка едва ли не самая отличительная черта нашего времени. Архимандрит Кирилл (Павлов) замечательно сказал об этом: «В наше время более, чем когда-либо, нужно помнить это предостережение, ибо теперь особенно много дремлющих и спящих. Душевный сон – это не телесный сон, укрепляющий организм, а напротив, сон нездоровый, болезненная спячка, в которой люди гоняются за суетой и думают, что они живут действительной жизнью, забывая о душе, о Боге и о будущей вечной жизни».

Об этом же поется в тропаре первых трех дней Страстной седмицы: «Вот, Жених приходит в полночь, и блажен тот слуга, которого Он найдет бодрствующим; а кого найдет уныло спящим – тот недостоин. Смотри же, душа моя, не отягощайся сном, чтобы тебя не предали смерти и не закрыли пред тобой двери Царствия, но воспрянь, взывая: Свят, Свят, Свят, Ты Господи. По молитвам Богородицы помилуй нас!».

Тропарь на Великий Вторник, глас 8

Се Жени́х гряде́т в полу́нощи,/ и блаже́н раб, Его́же обря́щет бдя́ща,/ недосто́ин же па́ки, Его́же обря́щет уныва́юща./ Блюди́ у́бо, душе́ моя́,/ не сно́м отяготи́ся,/ да не сме́рти пре́дана бу́деши,/ и Ца́рствия вне затвори́шися,/ но воспряни́ зову́щи:/ Свят, Свят, Свят еси́, Бо́же,// Богоро́дицею поми́луй нас.

Кондак на Великий Вторник, глас 2

Час душе́ конца́ помы́сливши,/ и посече́ния смоко́вницы убоя́вшися,/ да́нный тебе́ тала́нт трудолю́бно де́лай, окая́нная,/ бо́дрствующи и зову́щи:// да не пребу́дем вне черто́га Христо́ва.