Новости Томской митрополии

По пути Пресвятой Богородицы

Источник информации: Томская митрополия
Адрес новости: http://pravoslavie.tomsk.ru/news/5220/
14 Июля 2021
С 27 июня по 4 июля томичи приняли участие в Коробейниковском крестном ходе, посвящённом возвращению чудотворного Казанского образа Божией Матери в сельский храм.

Утром 26 июня прихожане томских и северских храмов, верующие из Колпашева и Чажемто выехали на двух «ПАЗиках» в Барнаул, вернувшись в областной центр на рассвете 5 июля. В течение недели вместе с духовенством, братьями и сёстрами по вере они шли крестным ходом из столицы Алтайского края в село Коробейниково Усть-Пристанского района, чтобы почтить Божию Матерь в Её прославленном образе.

Эта икона освящала построенный в селе в 1910 году величественный Казанский собор и при советской власти исчезла из храма, превращённого в зернохранилище. В конце 30-х годов XX века Матерь Божия чудесным образом открыла местонахождение Своего лика незрячей селянке Ольге Перегудовой, за молитвенный подвиг и чистую жизнь прозванной односельчанами Олюшкой. Родственницы помогли ей найти потемневшую икону, написанную на массивных деревянных досках, и спрятать в доме. Святыня прославилась многими чудесами и помощью богомольцам, тайно приходившим к Перегудовым поклониться Богородице. Позже при переезде в Барнаул Ольга с сестрой взяли икону с собой. После ухода из этого мира Олюшки образ Божией Матери, который со временем стал обновляться, сберегали другие православные барнаульцы.

В 1994 году икону перенесли в Покровский храм города, откуда 28 июня отправился первый крестный ход, доставивший святыню в восстановленный к тому времени Казанский храм в Коробейникове. По воспоминаниям очевидцев, это было по-настоящему триумфальное шествие многочисленных паломников. Впереди него ехал автомобиль с красиво украшенной чудотворной иконой.

С тех пор Коробейниковский крестный ход из Барнаула до Богородице-Казанского мужского монастыря, созданного при храме, стал традиционным. В первое воскресенье июля шествие заканчивается престольным праздником, учреждённым Церковью в память о возвращении «домой» Казанского (Коробейниковского) образа Божией Матери – Заступницы Алтайской земли.

Великая сила общей молитвы

Томичи ежегодно участвуют в крестном ходе, прошедшем уже в 23-й раз. В этом году в нём также приняли участие жители Барнаула, Бийска, Новокузнецка, других городов Кемеровской и Новосибирской областей, республики Алтай.

Около 200 километров, минуя населённые пункты из-за коронавирусных ограничений, мы шли по просёлочным, гравийным, асфальтированным дорогам. Ночевали в палатках, которые разбивали на великолепных полянах, заранее определённых для лагеря в благодатных местах Алтая организаторами хода из Барнаульской митрополии.

По утрам и вечерам прислушивались к пению птиц и звону кузнечиков, кваканью лягушек и шороху травы. Умывались утренней росой и окунались с головой в святые источники с ключевой водой… Божий мир в этих чудесных местах открывал нам свою девственную красоту, и каждый по-своему мог ощутить себя его частицей, Божиим творением… На полевой кухне нам наливали в термосы кипяток, угощали пряниками и огурцами… На окраине села Володарки, около источника Пророка Божия Илии, местные жители угощали всех мёдом и вкусными овощными заготовками… Неожиданная радость охватывала душу, когда батюшка прямо из ведра окатывал нас ледяной колодезной водой, благословляя на продолжение странствия!

Оставив позади домашние заботы и житейские хлопоты, мы шли и шли километр за километром под мелким дождиком и палящим солнцем с молитвой в сердце и на устах, повторяя нараспев: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас!».

Во главе шествия, плечом к плечу с духовенством и другими мужчинами, нёсшими иконы и хоругви, шёл епископ Роман – глава Рубцовской и Алейской епархии. Всем нам придавала сил его готовность переносить испытания наравне с рядовыми крестоходцами.

Вдохновлял и пример схимника отца Иоанна – неизменного участника Коробейниковского хода, которого по праву называют его предводителем. 78-летний батюшка нёс фонарь и шёл таким «крутым» шагом, что порой приходилось бежать, чтобы не выбиться из общего потока. По просьбам женщин руководитель шествия диакон Константин не раз приостанавливал мужественного ходока.

– Крестный ход – это такая сила! – повторял старец, во время остановок отвечая на многочисленные вопросы паломников, тесным кольцом окружавшим батюшку. – Крестный ход и Псалтырь! Только молиться надо и ничего не бояться.

Каждый молился о своём, уповая на Господа и Пресвятую Богородицу с надеждой на преодоление жизненных неурядиц, разрешение проблем со здоровьем, работой, в семье… Были среди нас пожилые и болящие, молодые мамы с малышами в колясках, отцы с детками на плечах, бабушки, тянувшие за руку внучат и внуки, служившие опорой старикам… Те, кто уставал в пути, на перевале садились в автобус или машину и ехали до следующей остановки… Откуда мы брали силы, обливаясь потом, забывая про ломоту в ногах и мозоли? Это Господь помогал преодолевать слабости и укреплял дух. При взгляде на небо возникало ощущение, что оно разверзнуто, и все святые видят нас и молятся вместе с нами.

Из палатки – к храму

Главным благодатным событием крестного хода была ежедневная Божественная литургия. Начиналось богослужение в семь утра. Только 3 июля, в канун праздника, проснувшийся лагерь сразу двинулся с поляны в Коробейниково. До села оставалось километров семь.

Литургия на поляне – одно из самых замечательных воспоминаний о крестном ходе. Нам не надо было, как в городе, добираться до храма. Он стоял здесь, рядом с палатками, – белый вагончик с золотистым крестом и надписью «Алтайская митрополия». Передвижная церковь, освящённая незадолго до крестного хода, впервые участвовала в паломничестве. К Дому Божиему по утрам стягивались очереди заспанных исповедников… Батюшки, уставшие и жизнерадостные, чуткие и рассудительные, выслушивали подчас пространные, а то и короткие исповеди взрослых и детей… Для Причащения Святых Таин по благословению епископа Романа выносили по три-четыре Чаши. А после Причастия Его Преосвященство доходчиво и проникновенно толковал звучавшие за Литургией отрывки Священного Писания, наставляя паству на пути ко Христу и напутствуя на предстоящий день.

Благословение Божией Матери

Вспоминает Марина Березовская, прихожанка Знаменского храма Томска:

– Я родом из Рубцовска, и эти места для меня родные. Когда жили на Алтае, наш батюшка, настоятель храма Архангела Михаила в Рубцовске, организовывал автобусы для поездки на праздник в Коробейниково. Мы приезжали в субботу утром и ставили палатки за оградой храма. Потом я переехала в Стрежевой и в отпуск тоже приезжала в Коробейниково. Добирались мы по такой трясине, что иногда одному автобусу приходилось другой вытаскивать. Сейчас-то асфальт положили и храм реставрировали. А тогда обстановка вокруг была… торговые лавки, шашлыки, пиво – это в постные дни! И человек выбирал, налево ему пойти или направо. Народу столько в храме было! Заходишь – икона Богородицы вся в цветах. А вокруг больные, хромые, инвалиды-колясочники… Без слёз смотреть невозможно! Паломники всю ночь сидели в храме, пели. И служили три Литургии.

Вот и 4 июля 2021 года Божественные литургии были совершены в полночь, в четыре и девять часов утра. Окончанием крестного хода 3 июля стало для нас посещение прекрасно расписанного Казанского храма. В центре него, в солидном киоте, возвышался с любовью украшенный цветами святой лик Царицы Небесной с Богомладенцем. Храм переполнили паломники. Приклоняя колени перед чудотворным образом, верующие с упованием прикладывались к иконе Богородицы – нашей Путеводительницы в жизни и на долгом пути по Алтаю. Мы ежедневно славили Её в акафистах, которые читали на остановках крестного хода. Вечером многие паломники помолились за всенощным бдением, сопровождавшимся, как и Литургии, пением объединённых хоров Алтайской митрополии.

По подсчётам духовенства, за богослужениями в тот день было 1300 человек причастников. К участникам крестного хода присоединились паломники из Бийска и Белокурихи, других мест Алтая, так что число крестоходцев выросло с двухсот-трёхсот в начале пути до полутора тысяч.

Праздничное богослужение 4 июля возглавили епископ Рубцовский и Алейский Роман (Корнев), епископ Бийский и Белокурихинский Серафим (Севостьянов), епископ Заринский Серапион (Дунай) в сослужении духовенства Алтайской митрополии.

– Божия Матерь ходатайствует, чтобы для каждого из нас было приуготовлено место в Царствии Небесном, – обратился к верующим епископ Роман. – Давайте будем хранить Божественные заповеди святого Православия и землю нашу освящать светом Христовой Истины через наши дела, мысли и слова – через всю нашу жизнь, нести благодать в свои семьи, рабочие коллективы, свои города, сёла, деревни – везде проповедовать. Всех нас вместе и каждого из нас Божия Матерь благословила на это в Коробейникове. Благослови вас всех Господь и Его Пречистая Матерь. Христос воскресе!

– Воистину воскресе! – от всей души отозвался народ на трёхкратное пасхальное архиерейское приветствие.

Так в день памяти всех святых, в земле Русской просиявших, завершился для нас крестный ход.

Только ты и Бог!

Говорят его участники.

Ольга Васильевна Зарубина, лампадница Богоявленского кафедрального собора Томска:

– Много лет хожу крестным ходом, и каждый раз всё по-разному. Но всегда Господь снимает коросты с души и даёт, что просишь. Служу в храме, но, когда работаешь, иной раз не понимаешь, на Литургии ты или нет. А здесь – только ты и Бог!

Елена, прихожанка Воскресенского храма в Тогуре Колпашевского района:

– Я первый раз была в крестном ходе. Помолилась, отдохнула от хозяйства, домашних дел, познакомилась с людьми, много нового увидела – Барнаул, например. Праздник мне понравился и всё вообще!

Дмитрий и его мама Ирина – прихожане храма Всех святых села Чажемто Колпашевского района.

Дмитрий второй раз шёл из Барнаула в Коробейниково. Нёс на плечах икону в тяжёлом киоте. Устал?

– Нет, – отвечает. – Мужчин только мало, не получалось подобрать одного роста, чтобы икону удобно было нести. Менялись в пути. Главное – помолился. Дома так не помолишься.

Прихожанка Свято-Троицкой церкви Томска Светлана каждый год участвует в крестном ходе по Алтаю. После пройденных за день более 20 километров дорог она призналась:

– Хорошо! Не жалею, что пошла. По полям лучше идти, чем по дороге. Водитель легковой два раза предлагал подвезти – никто не сел.

Преподаватель одного из вузов Барнаула Ирина шла с Феодоровской иконой Пресвятой Богородицы.

– Первый раз я ходила в 2003 году, – рассказала она. – У меня тогда умер папа, и я сильно переживала. Как-то увидела в храме объявление о крестном ходе, и меня как будто пронизало! Пошла. Потом и дочь взяла с собой, ей было лет 14. Стали ездить. В 16 лет она первый раз прошла весь крестный ход и после него осталась в Барнауле, хотя собиралась поступать в вуз в Питере. Отучилась в университете, замуж вышла. Сейчас нас зять везёт на машине. Для меня крестный ход – большое событие. И каждый год труба зовёт!

Из разговоров женщин:

– Не говорите, что больше не пойдёте крестным ходом! Я вот сходила в 11-м году и подумала: больше не пойду. А в 16-м у меня дом сгорел, другие беды навалились, сын сбил человека, и я снова пошла к Пресвятой Богородице. Понемногу всё пошло на лад. С мужем не могли повенчаться: он и слушать меня не хотел. А когда пришла из крестного хода, говорит: «В ноябре пойдём – только число скажи». Получил зарплату, обвенчались, устроили праздник – всё получилось! Богородица – это же такая Помощница! Только терпение нужно и молитва. Пусть привычного комфорта не хватает, пока идём, но крестный ход – как глоток свежего воздуха!

Текст: Ирина Киселёва

Фото: Надежда Петрова