Новости Калужской и Боровской епархии

14 Марта 2017
14 Март 2017

Предательством и обманом 2/15 марта 1917 г. от последнего Русского Царя был получен Манифест «Об отречении Государя Императора Николая II от престола Российского и о сложении с себя верховной власти». Но милость Божия не оставила Россию. В день отречения от престола страстотерпца царя Николая II была обретена Чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Державная».

О явлении этого образа проф. И.М. Андреев писал: «Зная исключительную силу веры и молитвы Государя Николая Второго и Его особенное благоговейное почитание Божией Матери, /.../ мы можем не сомневаться в том, что это Он умолил Царицу Небесную взять на Себя Верховную Царскую власть над народом, отвергшим своего Царя-Помазанника. И Владычица пришла в уготованный Ей всей русской историей «Дом Богородицы» в самый тяжкий момент жизни богоизбранного народа, в момент его величайшего духовного падения, и приняла на Себя преемство власти державы Российской, когда сама идея Православно-Самодержавной народной власти была попрана во имя самовластия сатаны. Символ этой иконы ясен для духовных очей: через неисчислимые страдания, кровь и слезы, после покаяния, русский народ будет прощен и Царская власть, сохраненная Самой Царицей Небесной, будет России несомненно возвращена. Иначе, зачем же Пресвятой Богородице сохранять эту власть?»

Икона была чудесным образом явлена крестьянке Евдокии Андриановой, которая жила в подмосковной слободе Перерва. В феврале 1917 года во сне она услышала: «Есть в селе Коломенском большая черная икона. Ее нужно взять, сделать красной и пусть молятся». Через некоторое время также во сне она увидела белый храм, и в нем величественную Женщину, в которой Евдокия узнала Божию Матерь.

2 марта она пришла в Коломенское, и, увидев Вознесенский храм, узнала в нем тот самый, в котором ей во сне явилась Богородица. Евдокия сообщила настоятелю храма, священнику Николаю Лихачеву, и тот пригласил ее в храм, где она осмотрела все находившиеся там иконы. Но среди них не было явленного ей во сне образа. Поиски иконы продолжили на колокольне, на лестницах, даже в чуланах. Когда ищущие уже отчаялись найти этот образ, в церковном подвале среди старых досок обнаружили старую, почерневшую от времени, узкую икону. Когда ее промыли, то увидели изображение Божией Матери, восседающей на царском престоле в царском облачении, со скипетром и державой в руках. У Нее на коленях сидел благословляющий Богомладенец Иисус Христос. В этой иконе Евдокия узнала явившийся ей во сне образ, который до сих пор не был известен.

Всю Россию облетело известие о том, что под Москвой произошло чудесное явление новой иконы. В Коломенское толпами стекались богомольцы помолится за страждущую Державу Российскую. Чтобы дать всем желающим возможность поклониться образу, его стали возить по окрестным храмам, фабрикам и заводам, оставляя в Вознесенской церкви только на воскресные и праздничные дни. Известно, что икона побывала и в Марфо-Мариинской обители в Замоскворечье, где ее торжественно встречала настоятельница, преподобномученица великая княгиня Елизавета Феодоровна, с сестрами. Скоро почти в каждом храме появился список с «Державной»; были подготовлены служба и акафист, в составлении которых принимал участие святитель Тихон.

Спустя некоторое время Державная икона явила чудо обновления.

После революции в годы жестокого гонения на Церковь новоявленная икона не переставала изливать чудеса, укрепляя и утешая верующих. Известен случай, когда ходатайством Божией Матери в день празднования Ее «Державной» иконы в 1925 году был освобожден из тюрьмы настоятель храма Святителя Николая в Плотниках протоиерей Владимир Воробьев, очень почитавший «Державную» и ранее по воскресеньям часто ходивший со своим хором и прихожанами в Коломенское служить ей акафист.

В начале 1920-х годов подлинник Державной иконы отправили в Исторический музей, но перед этим было создано несколько списков с нее, один из которых находится в Московском храме св. пророка Илии в Обыденском переулке, который не закрывался даже в годы жесточайших богоборческих гонений.

По записям в своих книгах Вознесенский женский монастырь в Москве установил, что икона прежде принадлежала ему и в 1812 году перед нашествием Наполеона в числе других была передана на хранение в Вознесенскую церковь села Коломенского. После революции она хранилась в запасниках Исторического музея, и только в 1990-е годы была вновь принесена в Коломенское, где и пребывает в Казанском храме.

Патриархия.ру