Новости Калужской и Боровской епархии

О празднике Рождества Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа

7 Января 2020
06 Январь 2020

7 января Святая Православная Церковь торжественно отмечает великий праздник Рождества Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа.

Как же произошло рождение Спасителя, и какие события ветхозаветной истории предшествовали ему?
Изгоняя наших прародителей из рая, Сам Бог обещал им Спасителя (Быт. 3:15), и неоднократно повторял это обещание (Быт. 22:18; 2 Цар. 7:12-13), чтобы приготовить людей к Его принятию. Все прообразования и пророчества, относившиеся к воплощению Сына Божия, исполнились.
В церковном каноне на Рождество Христово говорится, что «...мудрый Создатель опять возстановляет человека, который, быв сотворен по образу Божию, растлел от преступления, весь подвергся повреждению и лишился высшей Божественной жизни».
Перед рождением Спасителя римский император Август (Октавий), который правил Иудеей, повелел произвести во всей империи всенародную перепись. Все подданные Римской империи отправились для переписи в свои родные города. Дева Мария и Иосиф жили в Назарете, городе Галилейском, но так как оба они происходили из рода и дома Давидова, обитавшего в земле Иудовой, в Вифлееме, городе Давидовом, то они и направились в этот город.
В этом городе и исполнилось предсказание пророков о рождении Спасителя: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7:14); «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? Из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных» (Мих. 5:2).
Господь наш Иисус Христос родился от Пречистой Девы Марии непостижимо и неизреченно в вертепе. Младенец, повитый пеленами, был положен в ясли, что знаменует глубокое уничижение, до которого опустился грешный человек, нуждающийся в небесной помощи Богочеловека. «Таинство странное вижду и преславное, – с удивлением воспевает Святая Церковь, – Небо – вертеп; Престол Херувимский – Деву; ясли – вместилище, в них же возлеже невместимый Христос Бог» (ирмос 9-й песни канона на Рождество Христово).
Но ни ночной мрак, ни вертеп, ни ясли, ни пелены - эти первые образы Его смирения и уничижения - не могли утаить Божественной славы Младенца. Среди полночной тишины весть о Рождестве Спасителя мира услышали пастухи, бывшие на ночной страже у своего стада. Им предстал Ангел Господень и сказал: «Не бойтеся: се бо благовествую вам радость велию, яже будет всем людем, яко родися вам днесь Спаситель, Иже есть Христос Господь, во граде Давидове», и смиренные пастыри первые удостоились поклониться ради спасения людей Снисшедшему до «рабия зрака». Кроме ангельского благовестия вифлеемским пастырям, Рождество Христово чудесной звездой возвещено было волхвам «звездословцам», и в лице восточных мудрецов весь языческий мир, незримо для него самого – преклонил свои колена пред истинным Спасителем мира, Богочеловеком. Войдя в храмину, где был Младенец, волхвы – «падше поклонишася Ему, и отверзше сокровища своя, принесоша Ему дары: злато и ливан и смирну» (Мф. 2:11). Свт. Григорий Неокесарийский поучает: «Великое и чудное таинство видим ныне мы. Пастыри с радостными восклицаниями являются вестниками к сынам человеческим... В вышних поют Ангелы, возглашают гимны Архангелы; небесные Херувимы и Серафимы воспевают хваля во славу Бога. Все вместе совершают радостный праздник, видя Бога на земле и человека, вземлемого к небесам. Дольние Божественным провидением воздымаются до вышних, вышние по любви Божией к людям склоняются к дольним, ибо Высочайший, по смирению Своему, «вознесе смиренныя». В этот день великого торжества Вифлеем становится подобным небу: вместо звезд восприемлет Ангелов, поющих славу, и вместо видимого солнца — беспредельное и неизмеримое Солнце Правды, творящее все сущее. Но кто дерзнет исследовать столь великое таинство? «Идеже хощет Бог, побеждается естества чин». Итак, немощи людей непричастный Бог восхотел и снисшел, совершая спасение людей, ибо в воле Божией — жизнь всех людей».
Явившаяся перед рождением Христа на востоке от Вифлеема чудесная звезда возвестила миру, что воссияла звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых (Числ. 24:17). Необычная звезда привела с востока, на поклонение новорожденному Царю Иудейскому волхвов, или мудрецов, которые, падши перед ним, поклонились и поднесли Ему дары: золото - как Царю, ладан - как Богу, смирну - как «имеющему вкусить смерти, ибо иудеи со смирной погребают мертвецов, чтобы тело оставалось нетленным», - трактует Священное Писание блаженный Феофилакт Болгарский.
Так, в Вифлеемском вертепе сквозь уничижение родившегося Спасителя просияла Божественная слава.
Между тем, иудейский царь Ирод связывал серьезные опасения с Рождеством Христовым, так как считал, что на свет появился новый царь, Который отнимет у него царский трон. Поэтому он повелел волхвам вернуться из Вифлеема в Иерусалим, чтобы сообщить ему, где находится Младенец. Но волхвы, получив откровение во сне – не вернулись к деспоту. Ирод пришел в ярость и приказал убить в Вифлееме и его окрестностях всех младенцев мужского пола в возрасте до двух лет. «Глас в Раме слышен, плач и рыдание, и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет», - свидетельствует евангелист Матфей (Мф. 2:18). 14000 – число убитых детей.
Однако Ироду не удалось осуществить задуманного. Святой Иосиф Обручник, получив во сне откровение, бежал в Египет вместе с Марией и Младенцем в ту же ночь.
Блж. Феофилакт Болгарский, поясняя Евангелие от Матфея, пишет: «Притом младенцы не погибли, но сподобились великих даров. Ибо всякий, терпящий здесь зло, терпит или для оставления грехов или для умножения венцов. Так и сии дети больше увенчаны будут».
Свт. Иоанн Златоуст, смотря на это страшное событие через призму вечной жизни, излагает его следующим образом: «Если бы кто взял у тебя несколько медных монет, а взамен отдал тебе золотые, неужели ты считал бы себя обиженным или обездоленным? Напротив, не говорил ли бы ты, что этот человек твой благодетель?»

Зачем Бог стал Человеком?
Раннехристианский мыслитель Ириней Лионский (II в.), говоря о празднике Рождества Христова, тайне Боговоплощения, пояснял: «Бог стал Человеком, чтобы человек мог стать богом». Рождество Спасителя стало единой, универсальной точкой отсчета, целью и смыслом для всего временного мира. Состоявшееся событие разделило мировую историю на две эпохи – до и после Рождества Христова.
Свт. Иоанн Златоуст называл праздник Рождества Христова началом всех праздников: «...В этом празднике имеют начало и основание свое и Богоявление, и священная Пасха, Вознесение Господне и Пятидесятница. Если бы Христос не родился по плоти, то и не крестился бы, а это – праздник Богоявления; и не пострадал бы, а это – Пасха; и не послал бы Святого Духа, а это – Пятидесятница. Итак, от праздника Рождества Христова начались наши праздники, как от источника различные потоки».
Известно, что рождение Христа было предсказано ветхозаветными пророками – этого ждали на протяжении нескольких веков. Это великое событие имеет отношение к каждому из ныне живущих людей – об этом, в частности, свидетельствует и церковная гимнография. К примеру, в праздник Рождества Христова наиболее часто воспеваемыми песнопениями являются тропарь и кондак Рождества.
В текстах песнопений есть одна характерная особенность – частое повторение относительно событий двухтысячелетней давности слов «днесь» и «ныне». Церковь в богослужебной практике таким образом вводит человека в особую реальность – каждый становится духовным участником и свидетелем совершающихся событий Рождества Христова.
Творец, принимая образ Своего творения, «уничижается», совершает то, что по-гречески называется «кенозис», а по-старославянски – «истощание». Евангелист Лука свидетельствует: «И вот, когда они (Иосиф и Мария) находились там, пришло Ей время для родов, и родила Она Сына Своего, первенца, и спеленала Его, и положила в ясли для скота, потому что на постоялом дворе не нашлось для них места» (Лк 2:1-7). Именно так – в пещере, предназначенной для стойла, среди соломы и сена, в холодную зимнюю ночь – родился Богочеловек, Спаситель мира. По утверждению свт. Киприана Карфагенского, Мария «не нуждалась ни в каких услугах со стороны бабки, но Сама была и родительницей, и рождению служительницей, и поэтому воздает Младенцу Своему благоговейное попечение».
«Единородное Слово соединилось со Своим созданием по воле Отца и сделалось плотью, (Оно) и есть именно Иисус Христос Господь наш, который и пострадал за нас и воскрес ради нас и опять имеет придти во славе Отца, чтобы воскресить всякую плоть и явить всем спасение... Итак, один Бог Отец, и один Христос Иисус Господь наш — во всем же Он есть и человек, создание Божие; поэтому и человека восстановляя в Себе Самом, Он невидимый сделался видимым, необъемлемый сделался объемлемым и чуждый страданиям — страждущим, и Слово стало человеком, и как в занебесном, духовном и невидимом мире начальствует Слово Божие, так и в видимом и телесном Оно имеет начальство и присвояя Себе первенство и поставляя Себя Самого Главою Церкви, все привлечет к Себе в надлежащее время», - заключает св. Ириней Лионский.

Вопрос датировки Рождества Христова
Ни Священное Писание, ни Священное Предание не говорят нам о действительной дате рождения Иисуса Христа. Можно лишь с известной долей вероятности вычислить предполагаемую дату Рождества Христова. О дне, месяце и годе рождения Спасителя можно заключить, опираясь на совокупность данных: евангельских, исторических, хронологических, археологических, астрономических и др.
Большинство исследователей считает, что нижняя граница возможного года рождения Иисуса Христа - это 7 г. до н.э., а наиболее вероятный - 5 г. до н.э. Точно можно сказать, что Господь родился незадолго до 750 года от основания Рима (4 г. до н.э.).
Среди данных, на которые опираются при вычислении даты Рождества Христова, можно выделить следующие указания из Евангелия:
• служение священника Захарии - отца Иоанна Предтечи и благовестие ему Ангела;
• правление царя Ирода во время рождения Христа;
• появление на небе звезды, которую увидели волхвы;
• перепись Квириния;
• начало проповеди Иоанна Предтечи и, вероятно, Господа в 15 год Тиберия;
• примерный возраст Христа при начале служения;
• слова иудеев о возрасте Христа.
Дата 25 декабря впервые указана Секстом Юлием Африканом в его летописи, написанной в 221 году. Счисление, положенное в основание нашей эры, было сделано в 525 году римским монахом, папским архивариусом, Дионисием Малым, который, возможно, основывался на данных Хронографического сборника за 354 год. Дионисий Малый выбрал 25 декабря 753 года от основания Рима как гипотетическую дату Рождества Христова. Именно этот год был положен в начало летосчисления «от Рождества Христова», позднее названного «нашей эрой».
С конца IV века празднование Рождества Христова установлено Церковью 25 декабря (по юлианскому календарю).
Русская Православная Церковь, использующая юлианский календарь, празднует Рождество Христово 7 января по григорианскому календарю.

Об установлении церковного праздника Рождества Христова
В воспоминание Рождества по плоти Господа нашего Иисуса Христа Церковью издревле установлен особый день, причисленный к разряду Великих праздников, согласно с Божественным свидетельством Евангелия, изображающего празднуемое событие великим, всерадостным и чудесным. Рождество Христово, как событие высочайшее и чрезвычайно важное, сопровождалось дивной вестью пастырям и волхвам о всемирной радости для всех людей, «яко родися Спас», Ангельским славословием родившемуся Спасу, поклонением Ему пастырей и волхвов, благоговейным удивлением многих, слышавших слова пастырей о родившемся Младенце, славою и хвалою Его от пастырей (см.: Лк. 2:10–20).
Начало празднования относится ко временам Апостолов. В Апостольских Постановлениях говорится: «Храните, братия, дни праздничные, и во-первых день Рождества Христова, которое да празднуется вами в 25 день десятаго месяца» (от марта). Там же, в другом месте сказано: «День Рождества Христова да празднуют, в оньже нечаемая благодать дана человекам рождением Божия Слова из Марии Девы на спасение миру». Во II столетии на день Рождества Христова 25 декабря указывает святитель Климент Александрийский. В III веке о празднике Рождества Христова, как о бывшем прежде, упоминает святой Ипполит Римский, назначая чтение Евангелия в этот день из 1 главы от Матфея. Известно, что во время гонения христиан Максимианом, в 302 году, никомидийские христиане в самый праздник Рождества Христова сожжены были в храме в числе 20000. В III веке, когда Церковь после гонения получила свободу вероисповедания и сделалась господствующей в Римской империи, праздник Рождества Христова находим во всей Вселенской Церкви, как можно видеть это из поучений прп. Ефрема Сирина, святителей Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского, Амвросия Медиоланского, Иоанна Златоустого и других отцов Церкви IV века на праздник Рождества Христова. Свт. Иоанн Златоуст в 385 году в своем Слове называет праздник Рождества Христова древним и очень древним. В том же веке на месте пещеры Вифлеемской, прославленной рождением Иисуса Христа, равноапостольная царица Елена соорудила храм, о великолепии которого много старался державный ее сын (император Константин Великий). В кодексах императоров Феодосия (438 г.) и Юстиниана (535 г.), излагается закон о всеобщем праздновании дня Рождества Христова. В V веке Анатолий, патриарх Константинопольский, в VII – Софроний и Андрей Иерусалимские, в VIII – святые Иоанн Дамаскин, Косма Маиумский и Герман, Патриарх Цареградский, в IX – преподобная Кассия и другие, которых имена неизвестны, написали для праздника Рождества многие священные песнопения, употребляемые Церковью для прославления светло празднуемого события и поныне.
Впрочем, в первые три века, когда гонения стесняли свободу христианского богослужения, в некоторых местах Востока – Церквах Иерусалимской, Антиохийской, Александрийской и Кипрской – праздник Рождества Христова соединялся с праздником Крещения 6 января, под общим наименованием Богоявления. Причиной этого, вероятно, было мнение, что Христос крестился в день Своего рождения, как можно заключать об этом из слов свт. Иоанна Златоуста, который в одной из своих бесед в Рождество Христово говорит: «...не тот день, в который родился Христос, называется Богоявлением, но тот, в который Он крестился». К такому мнению могли подать повод слова евангелиста Луки, который, говоря о крещении Иисуса Христа, свидетельствует, что тогда «...бе Иисус лет яко тридесять» (Лк. 3:23). Празднование Рождества Христова вместе с Богоявлением в некоторых Церквах восточных продолжалось до VI века. Памятником древнего соединения праздников Рождества Христова и Богоявления доныне в Православной Церкви служит совершенное сходство в отправлении этих праздников.
Согласно с Божественным свидетельством Евангелия, отцы Церкви в своих богомудрых писаниях изображают праздник Рождества величайшим, мироспасительным и радостнейшим, который служит началом и основанием для прочих праздников.

Иконография праздника
Рождество Спасителя, день, когда Богочеловек явился в наш мир – великое для каждого христианина событие. Чувством радости и ликования наполнены церковное богослужение праздника и многочисленные по особенностям написания иконы Рождества Христова.
Иконография Рождества Христова складывалась постепенно, однако, основные ее черты наметились уже в раннехристианский период. Основными источниками иконографии стали Евангелие и церковное предание, в том числе апокрифическое протоевангелие Иакова.
Самые древние из сохранившихся изображений Рождества Христова относятся к IV веку. В катакомбах святого Севастиана в Риме спеленатый Младенец представлен лежащим на одре, рядом – Богоматерь с распущенными волосами в античном одеянии.
Отличительными особенностями образов Рождества Христова на раннехристианских саркофагах являются изображение сцены не в пещере, а под своеобразным навесом, Богоматерь при этом не возлежит на одре, как в более поздних памятниках, а сидит рядом с Младенцем. У яслей Спасителя присутствуют животные – вол и осел – как исполнение пророчества Исаии: «Вол знает владетеля своего и осел – ясли господина своего, а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет» (Ис. 1:3). Именно так представлено Рождество на саркофаге из Латеранского музея, на саркофаге, найденном на древней Аппиевой дороге Рима, на окладе Миланского Евангелия (VI в.). По всей видимости, Богоматерь изображалась сидящей в подтверждение того, что безболезненно родила Христа, и поэтому, в отличие от всех женщин, не нуждалась в отдыхе. Это подчеркивали в своих творениях прп. Андрей Критский, прп. Иоанн Дамаскин, свт. Иоанн Златоуст, а позже – в Четьих Минеях свт. Димитрий Ростовский.
Примечательно изображение Рождества на троне Максимиана, архиепископа Равенны (сер. VI в.): Младенец лежит на сложенном из каменных блоков одре, рядом с ним – вол, осел и Иосиф Обручник, вверху Вифлеемская звезда. Перед одром возлежит Богоматерь, к Которой обращается женщина, показывая свою правую руку (сюжет взят из 20 главы апокрифического протоевангелия Иакова, в которой повествуется о Саломее, усомнившейся в чистоте Богоматери).
В целом иконография Рождества Христова сложилась к VII столетию. После периода иконоборчества сюжет часто изображается в иконописи, миниатюре и декоративно-прикладном искусстве на основе общей схемы. Постоянными элементами композиции становятся пещера и Вифлеемская звезда, приведшая волхвов ко Христу. Возможно, именно поэтому на некоторых поздних русских иконах и фресках (например, на фреске 1680 года из церкви Илии Пророка в Ярославле) сцену Рождества венчает фигура летящего ангела со звездой в руках. Однако, в наиболее ранних памятниках, прежде всего византийских, звезда изображается над яслями, и на Младенца сходит сноп света, как, например, на мозаике Палатинской капеллы в Палермо (XII в.).
Основная композиция Рождества (изображение спеленатого Младенца в яслях в пещере, животных у яслей, возлежащей Богоматери и сидящего Иосифа) в различных памятниках будет (особенно в VIII–IX вв.) дополняться изображением ангелов, славословящих Господа, сценой Благовещения пастухам, сценами путешествия и поклонения волхвов и омовения Младенца.
Если об ангелах, пастухах и волхвах рассказывается в Евангелии (Мф. 2:1–12; Лк. 2:6–20), то письменный источник, на который ориентировались художники, создавая сцену омовения Младенца Христа, не установлен. Доподлинно известно лишь то, что впервые эта ставшая впоследствии постоянной деталь иконографии Рождества встречается в христианском искусстве западного мира и присутствует в оратории папы Иоанна VII в Риме (рубеж VII–VIII вв.). Первыми примерами изображения Омовения в искусстве Византии являются книжные миниатюры VIII-IX вв., например, армянского манускрипта Сан-Лазаро в Венеции и Хлудовской Псалтири.
Чрезвычайно редко в иконах Рождества Христова фиксируется изображение пророка Исаии, предрекшего рождение Спасителя от Девы. Так, в рукописи XI века, происходящей из монастыря Есфигмен на Афоне, в иллюстрации к тексту Слова прп. Иоанна Дамаскина на Рождество на одной из миниатюр рядом с яслями Спасителя представлен пророк Исайя. На иконе Рождества Христова строгановского мастера Михаила конца XVI века из Русского музея в Санкт-Петербурге пророк изображен у изголовья Богоматери. В руках он держит свиток с текстом пророчества: «Се Дева во чреве приимет, и родит Сына...» (Ис. 7:14).
На Руси образы Рождества были чрезвычайно популярны. Конечно, русские иконописцы следовали византийской иконографической схеме, но дополняли ее различными подробностями и деталями. Рождественский цикл уже в XI–XII столетиях почти всегда представал в расширенном варианте, в который включалось, например, не только поклонение волхвов, но и их путешествие со звездой (монументальная живопись собора Антониева монастыря в Новгороде, соборе Мирожского монастыря в Пскове, Кирилловской церкви в Киеве (все – XII века), в то время как в греческих мозаиках и фресках этого времени такие примеры единичны.
В связи с обзором монументальных ансамблей следует отметить, что в византийской и русской живописи рассматриваемому сюжету уделялось особое место. Чаще всего Рождество Христово изображалось в паре с Успением Богоматери: сюжеты находились друг напротив друга (например, на южной и северной стенах храма). Это символическое противопоставление рождения во плоти и нового рождения после смерти для жизни на Небесах подчеркивалось схожими иконографическими мотивами. В Рождестве Спаситель в пеленах лежит в яслях, а в Успении Христос держит в руках душу Богоматери, представленную в виде спеленатого младенца. Подобно тому, как Господь вверил Себя Пресвятой Деве в Рождестве, Богоматерь вверила свою душу Христу во Успении. Наглядное сопоставление в храмовом пространстве этих сюжетов знаменательно потому, что они иллюстрируют начало и завершение истории спасения – от Боговоплощения до Успения Пресвятой Богородицы.
Рассмотренные нами некоторые примеры иконографии Рождества Христова показывают, с каким благоговением относились иконописцы к этим образам, как важно им было не только представить евангельскую сцену в соответствии с церковным преданием, но и наполнить ее глубоким символическим содержанием, присущим иконе. Осмысление многочисленных деталей иконографии и понимание их значения важно для осмысления изображаемого события, являющегося началом нашего спасения.

О праздновании Рождества Христова и о том, как провести святочные дни
Праздник Рождества предваряет сорокадневный Рождественский пост, который призван через период покаяния, воздержания и молитвы очистить наши сердца и приготовить нас к достойной встрече Великого События. День накануне Рождества – Рождественский сочельник (установлен строгий пост).
Праздник Рождества Христова имеет пять дней предпразднства и шесть дней попразднства. Двенадцать дней после праздника Рождества Христова называют святками, то есть святыми днями, так как эти двенадцать дней освящены великими событиями Рождества Христова.
Сообразно великой радости, принесенной миру Рождеством Спасителя, Церковь издревле постановила совершать богослужение в день Рождества Христова без коленопреклонений, разрешать (т.е. опускать) пост, в какой бы день недели ни случился праздник, и весь день церковного праздника сопровождать церковным звоном.
Каждый из нас задумывался над вопросом: почему на Рождество украшают елки? Этот обычай основывается как на словах пророка Исаии о Спасителе: «И произойдет отрасль от корня Иессеева, а ветвь произрастет от корня его» (Ис. 2:1), так и на словах церковного песнопения в честь события Рождества Христова: «Христе - отрасль от корня Иессеева и цвет от него - произрос Ты от Девы».
Украшение сухих ветвей елок светильниками и сладостями поучительно показывает, что наша природа, бесплодная и безжизненная ветвь, только во Христе - источнике жизни, света и радости - может принести духовные плоды: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание (Гал. 5:22-23).
Торжественное прославление Рождества Христова после богослужения в храмах должно переноситься и в жилища верующих. С древних времен православные христиане проводили Рождество и последующие святочные дни (святки) благоговейно. Также и мы должны избегать развлечений и увеселений, нарушающих святость праздника.
Между тем святость этих дней и вечеров сейчас нарушается призывами к обычаям языческих празднеств. Из сети интернет, с экранов телевизоров, по радио, из газет, нам внушают, что на Руси в дни святок были приняты гадания, игрища с переодеванием, народные гуляния. Церковь, заботясь о нашей чистоте, всегда запрещала эти суеверия. В правилах VI Вселенского Собора прямо говорится: «Прибегающие к волшебникам, или другим подобным, чтобы узнать от них что-либо сокровенное, согласно с прежними отеческими о них постановлениями, да подлежат епитимии. Епитимии надлежит подвергать и тех, которые производят гадания... Ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? (2 Кор. 6:14-16)», - единогласно наставляют и предостерегают Святые отцы Церкви.
В завершение хотелось бы привести замечательные слова святителя Христова IV века, Амвросия, епископа Медиоланского: «Чем кто более любит Христа, тем тот усерднее заповеди Его хранити долженствует; да видит Он, что мы истинно в Него веруем, когда так в день Рождества Его блещем; когда тщимся предстать Ему, искушенные верою, убранные милосердием, украшенные благонравием. И да будет Ему тем большая радость, чем приметит нас целомудреннее. И потому за несколько дней прежде очистим сердца наши, уцеломудрим совесть, украсим душу свою; и так очистившись от всякой скверны, встретим пришествие Непорочного Господа – да Коего Рождение от Непорочной Девы происходит, Того Рождество и непорочными рабами праздновано будет. Ибо кто в сей день осквернен и нечист бывает, тот Рождество Христово и пришествие Его праздновать не может. Пусть он телом и будет присутствовать на сем торжестве, но духом далеко он отстоит от Спасителя мира: и никакого общения имети не могут – нечистый со святым, сребролюбец с милостивым, прелюбодей с девственником, разве что недостойный, вступая в сие сообщество, большее себе осуждение предуготовляет, когда сам себя не знает... Итак, братия, встречая день Рождества Христова, очистим себя от всех беззаконий; наполненные сокровищницы свои различными дарами отверзем ныне, дабы в сей святой день странные получить могли из них нужное для себя; да напитаются вдовицы; да оденутся нищие».