Новости Калужской и Боровской епархии

Доклад Слободчикова Виктора Ивановича член-корреспондента РАО, профессора, доктора психологических наук, главного научного сотрудника Института изучения семьи, детства и воспитания РАО г. Москва, на открытии XXV Богородично-Рождественских образовательных

Источник информации: Калужская и Боровская епархия
Адрес новости: http://www.eparhia-kaluga.ru/
29 Сентября 2022
29 Сентябрь 2022

 чтений Калужской митрополии

Слободчиков Виктор Иванович, член-корреспондент РАО, профессор, доктор психологических наук, главный научный сотрудник Института изучения семьи, детства и воспитания РАО г. Москва

Национальная доктрина образования человека в РФ: статус и смысл

Ваше Высокопреосвященство! Дорогие братья и сестры, друзья и коллеги!

Наша Встреча происходит в чрезвычайных обстоятельствах, а потому она и чрезвычайно актуальна. Мы вошли в период, когда самое главное для каждого из нас – это наша Страна: ее безопасность, ее миссия в Мире, ее жизнестойкость, ее способность к преображению.

Именно поэтому, нашим ответом на призыв Страны (как раньше звучало: Отечество – в опасности!) должна стать наша тотальная мобилизация, не частичная, а именно тотальная; мобилизация – гражданская, профессиональная, духовно-нравственная; и главное – наше личностное самоопределение и ценностно-смысловой выбор в гуще глобальных вызовов.
Следует особо подчеркнуть, что источником, ядерным основанием такого самоопределения и выбора являются традиционные духовно-нравственные и культурно-исторические ценности и смыслы нашего бытия, в фундаменте которых – Вера, Народ, Отечество. Основанием такой фиксации являются Конституция РФ, Указы Президента нашей Страны, его многократные выступления.

Закономерно, что именно в этот узел ценностно-смысловых основ нашей Родины был направлен главный удар супротивников России. В чем же был и есть замысел лукавых реформаторов России – как внешних, так и внутренних? Нужно было произвести кардинальную ломку, подмену и ликвидацию этих основ: вместо Веры в Бога и Веры Богу – идолопоклонство и суеверие; вместо Народа – население, а в пределе – биомасса; вместо Отечества – территория и ресурсы. Вот на такой границе и на таких результатах, так называемых, модернизаций и реформ России мы и оказались сегодня.

Специальная военная операция жёстко обозначила и зафиксировала эту границу подмен и лукавства, границу пропасти и потребовала масштабно и далеко отодвинуть её от границ нашей цивилизации. Другая «цивилизация» – коллективный Запад – объявила нам войну, правда – без объявления.

Я убеждён, что совсем не случайно возник повышенный интерес высшей власти нашего государства к состоянию и перспективам отечественного образования именно сейчас – в конце 2021-го и в начале этого года. Мы уже находимся в гуще исторических преобразований в жизни нашей страны. Но особенно важны преобразования – в центральной, ценностно-смысловой её сфере – в образовании. Ведь именно здесь происходит взращивание и становление главного героя нашего времени – Человека: носителя глубинных жизненных смыслов бытия нашего Народа, а более широко – Русского мира в целом.

Именно в таком смысловом пространстве я и предлагаю понимать, принимать и оценивать принципиально важные позиции «Национальной Доктрины образования в РФ»: ее ключевые постулаты, принципы, целевые ориентиры преображения отечественного образования. Хочу подчеркнуть, именно преображения, а не его лукавые реформирования и модернизации, о которых мы привыкли говорить последние 30 лет.

Несомненно, что сегодня одним из безусловных вызовов для отечественного образования является требование прямого и профессионально выверенного решения проблемы воспроизводства в поколениях «собственно человеческого» качества бытия человека, выявления потенциала человечности в человеке, обретения и спасения самого образа человеческого в нашествии идеологии постгуманизма.

Однако, вопрос в том, как, при каких условиях, за счет чего возможны консолидация и наращивание масштаба, мощности, а главное – качества этого самого потенциала человечности в нашем Обществе? По сути дела, предлагаемая вашему вниманию Национальная Доктрина образования, которая была разработана Научно-экспертным советом по духовно-нравственной безопасности, и есть попытка концептуального ответа на эти и другие сущностные вопросы.

Главный смысл Доктрины в том, что она призвана определить мировоззренческие основания перехода к национально-ориентированному образованию и должна стать неотъемлемой частью общей Стратегии национальной безопасности Российской Федерации. Она задаёт ориентиры качественного и подлинно общенародного образования, необходимые для обеспечения суверенного развития России, её многонационального и многоконфессионального народа.

Доктрина – это главный идеологический документ для формирования государственной политики в области отечественного образования, на основе которого разрабатываются инструменты управления на всех его уровнях. Доктрина – это фундамент любых нормативно-правовых актов, всех последующих образовательных законов, указов, стратегий, концепций, программ и т.п. Подчеркну – всех последующих актов, иначе – нас встретит нормативный хаос и политическая вкусовщина. Именно поэтому Доктрина должна быть рассмотрена на самом высоком государственном уровне и утверждена Указом Президента Страны.

Каждая историческая эпоха России содержит ценный, сущностно значимый и уникальный опыт, который должен войти в состав содержания отечественного образования. Поэтому необходим подлинный синтез и преемственность высоких духовных идеалов Святой Руси, государственных и культурных достижений Российской империи, императивов социальной справедливости, солидарности и коллективных усилий, определявших жизнь советского общества в XX столетии, очевидное стремление нашего народа к осуществлению прав и свобод граждан в постсоветской России.

Система единых базовых нравственных норм и единой цели общего блага независимо от этнической и конфессиональной принадлежности, при сохранении всех народов в рамках единой нации и единой Державы – «цветущей сложности», говоря словам Константина Леонтьева – это важнейшее достижение нашего тысячелетнего опыта национально-цивилизационного строительства и главный фактор дальнейшего развития российской социальной общности и государственности.

Именно в таком контексте культурно-исторические и духовно-нравственные ценностные основы народов России воспринимаются и транслируются сегодня в качестве традиционных и основополагающих. Среди таких основ: отечество и народ; жизнь, человек и семья; державность и гражданственность; социальная солидарность и справедливость; созидательный труд и взаимопомощь; долг и воля; свобода и ответственность; вера, честь, совесть и достоинство каждого. Еще раз подчеркну, именно этот свод духовно-нравственных основ нашей Страны задает и определяет строй и смысл Российской цивилизации.

Несомненно, что огромная роль в трансляции именно этих ценностей принадлежит отечественному образованию. Поэтому, еще одним базовым смыслом Национальной Доктрины является принципиальное преодоление деструктивного понимания образования как одной из отраслей экономики (так называемого, нематериального общественного производства), результатом которого стала выступать услуга в виде образовательного продукта и рыночного товара, направленных на удовлетворение внешних и разрушительных потребностей – для страны, для человека, и для самого образования.

Достаточно очевидно, что для того, чтобы выстроить общенародное, национально-ориентированное образование, требуется предельная ясность его оснований:

первое основание – это Образ – проект будущего Страны (сегодня – это вопрос о национальной идее, о государственной идеологии) как стратегическая сверхзадача нашего общества, определяющего свой – самобытный путь в Истории и создающего свою образовательную систему (подчеркну – свою и для себя), призванную решать эту задачу;
второе основание – это образовательная цель системы образования, сформулированная в виде антропологического идеала сынов и дочерей Отечества, способных осуществить этот Проект будущего Страны; иногда в этой связи говорят о портрете выпускника – как о некоем результате образования; думаю, что все-таки – это не портрет, а прежде всего – Образ собственно человеческого в Человеке Русского мира – как высший результат образования;
третье основание – это профессионально-антропологический идеал педагога – как детоводителя в пространстве культуры и во времени истории нашего Отечества (а не как технолога и социализатора детей, подростков, юношества), и самоё «педагогическое «производство» – как особый тип антропопрактики, как практики вочеловечивания человека, которая призвана реализовать образовательную цель и обеспечить воплощение антропологического идеала образования.

Ясность и непротиворечивость этих оснований позволяет безошибочно определять четвертое основание – содержание образования человека (подчеркну: образование Кого?, а не образования – какого и для чего?); и, наконец – пятое основание национальной системы образования – это средства достижения стратегической цели образования.

Чтобы осознать масштаб задач, стоящих сегодня перед нашим обществом в целом и перед образованием – в частности, имеет смысл вспомнить наше недавнее и чуть отдаленное прошлое.

Так, в дореволюционной России было ясно, что: образ будущего как стратегическая сверхзадача общества – это выстраивание православной русской Державы, объединяющей под своим покровом иные народы и иные традиционные конфессии. Антропологический идеал человека, способного осуществить такой образ будущего – это человек, стремящийся к совершенствованию своему во всех отношениях. Как было написано в правилах для гимназистов в позапрошлом веке: «Создателю нашему во славу, родителям на утешение, Церкви и Отечеству на пользу». Педагогическая тактика воспитания такого человека состоит в восстановлении повреждённой грехом природы человека – через Покаяние. Даже обучение рассматривалось как особый вид покаяния, через который человек избавляется от греха невежества.

Соответственно, в советской системе образования был сформирован образ светлого коммунистического будущего как стратегическая сверхзадача общества. Был задан образ всесторонне и гармонично развитой личности как антропологический идеал. Было определено педагогическое производство по формированию нового человека – строителя коммунизма – как особый тип антропопрактики. Всё это определяло фундаментальность и энциклопедизм как принципы формирования содержания обучения и положительную героику, и так называемую коммунистическую нравственность как основу содержания воспитания.

Я привел эти примеры не для ностальгических переживаний, а для того, чтобы показать образцы продуманности и методологической стройности систем организации отечественного образования в прошлом. Важно, что оно было крепко сбито; оно не могло измениться при косметическом, пусть даже – «европейском ремонте»; оно могло быть только сломлено. Первый раз оно было сломлено в начале ХХ столетия, второй раз – в конце его. И последняя ломка продолжается вот уже более четверти века – по сей день.

В чём же состоит главный итог столетия для нашего образования? Сегодня налицо: отсутствие ясного образа будущего страны, размытость и противоречивость образовательного идеала, шараханье между так называемыми педагогическими новациями. В итоге – бесконечное, через каждые 5-7 лет изменение содержания образования и стандартов обучения, а также – хаотичность средств, которую назвали вариативностью. Все перечисленное позволяет мне обозначить сегодняшнюю ситуацию в отечественном образовании – как его системный кризис, а соответственно и как угрозу национальной безопасности.

Для продуктивного разрешения и преодоления кризиса в нашем случае требуется кардинальное переосмысление самого понятия «образование». Образование должно пониматься как философско-антропологическая категория, как одна из форм бытия человека, а не как узко прагматическая функция обслуживания хозяйствующих субъектов.

Пора, наконец, осознать, что образование – это не машина по принудительному исполнению так называемого социального заказа, суть которого в том, чтобы приспособить, адаптировать, а затем и утилизировать подрастающее поколение в наличных обстоятельствах жизни; как будто эти обстоятельства – всегда неизбежные, почти – как стихийно-природные. Понятно, что так понятое образование никогда не сможет вооружить молодых людей духовными силами, интеллектуальными средствами, опытом противостояния угрозам уже наступившего антропологического и политического кризиса в Европейской цивилизации. И сегодня – это очевидно с абсолютной ясностью.

Если предельно обобщить содержание Национальной Доктрины, то сущность, миссия и высший смысл современного отечественного образования можно выразить кратко:
образование – это Служение Отечеству (а не обслуживание центров власти и хозяйствующих субъектов);
образование – это Дар зрелого поколения новому поколению (а не услуга в сфере потребления);
образование – это Благо для каждого, это Благая Весть о подлинно человеческом в человеке и о путях его обретения в интервале индивидуальной жизни.

Все вышесказанное – и есть базовые смыслы Национальной доктрины образования человека в Российской Федерации, подчеркну – Доктрины уже сегодня случившегося будущего для нашей страны, а значит –- и для нашего отечественного образования.

Полный текст Доктрины опубликован в Ж. Народное Образование, №4, 2022 г.
Спасибо за внимание.