Новости Курганской и Шадринской епархии

1 Декабря 2010
по любой фамилии можно написать книгу

изучение своих предков помогает лучше понять себя, новым взглядом посмотреть на деревню, село, город, в котором родился, — именно для этого существует такая историческая дисциплина, как генеалогия. исследователь, участник курганского генеалогического общества павел варлаков готов сутки напролет проводить в архивах ради нескольких строк, проливающих свет на историю рода или семьи.

о том, что старые письма, фотографии, метрические книги, духовные росписи хранят сокровенные тайны, павел варлаков знает не понаслышке. проходят годы, меняются и превращаются в пыль власти, поколения, идеалы, но строчки продолжают жить, рассказывая свои истории. эти истории павел собирает бережно, шаг за шагом выкладывая неповторимую мозаику бытия наших предков. столь кропотливый труд не цель и даже не средство, а образ жизни, возрождение некогда утраченных взаимосвязей души. 

«в основном я занимаюсь исследованием заселения слободы царёво городище, — рассказывает павел варлаков. — не так давно была обнаружена перепись яхонтова, датированная 1578-м годом. тогда сибирь ещё не была заселена ермаком, но уже имелись списки простых крестьянских фамилий, от которых пошли первые родословные курганской земли. классический пример — могильниковы. изначально представители этого рода жили на чердыни, но одна из жительниц отделилась и оказалась в числе первых поселенцев царёва городища».

 

варлаков стремится составить полную картину населения кургана, начиная с царекурганской слободы. документы с 1800-го года находит в курганских архивах, а более ранние — в тобольске, москве и других российских городах. порой обнаруживаются совсем неожиданные переписи. так выяснилось, что курганские крестьяне существенно отличались от своих соплеменников европейской части россии, имели совсем другой уклад жизни, собственные традиции. крестьянские семьи, как правило, были зажиточными. даже декабристы писали, что сибирские крестьяне живут лучше, чем дворяне в европейской части россии, имеют по две тысячи лошадей и немеренное количество прочего скота. кроме того, согласно переписи xix века, 20 % населения зауральских деревень было грамотным. оказывается, читать и писать крестьяне учились в церковно-приходских школах, открытых при многих храмах.

«зауральские священники тоже в основном происходили из крестьян, — говорит павел варлаков. — а путь определялся, как правило, ещё с детства. классический случай: маленький мальчик ходил в храм, имел хороший голос, любил петь на клиросе, в итоге рос при церкви, поступал в семинарию и становился священником. так образовывались целые династии. церковнослужителей дореволюционного периода по курганскому уезду можно 300 фамилий насчитать. кроме того, во второй половине xix века прибавились семинаристы, которые приезжали служить в курганский регион. когда на селе появлялся новый священник, крестьяне с ним знакомились и коллективно решали: взять его на службу или отказать. ведь церковь была образом всего села, и от того, какой в ней батюшка, многое зависело».

среди зауральских священнослужителей много прославленных фамилий и целых священнических родов. характерна история рода авраамовых. эти простые хлебопашцы стали первыми служителями церкви апостолов петра и павла в куртамыше, возведённой в 1753 году. изначально они имели фамилию чернодыровы, но после получения служения заменили её. для священнического служения их выбрали как самых образованных крестьян слободы. но и они, худо-бедно обученные грамоте, с великим трудом разбирали старославянские тексты и могли читать на проповедях лишь некоторые главы о жизни святых из скудной в то время церковной библиотеки. однако в служение авраамовы вкладывали всю душу. их простая, бесхитростная вера привлекала в храм многих прихожан. в слободе появился первый и единственный в то время центр духовности, куда шли не только куртамышане, но и жители окрестных сёл и деревень. династия священнослужителей аврамовых сохранилась в куртамыше по сей день.

«смена фамилий происходила довольно часто, — уточняет павел варлаков. — к примеру, начинаешь исследовать родословное древо ныне живущего человека по фамилии патраков — и теряешь ниточку. потом оказывается, что предки его были шитрухиными, до этого петраковыми, а изначально коробовыми. после революции была одна деревня, более половины жителей которой носили фамилию романовы. они написали коллективное письмо, мол, не хотим носить эту позорную царскую фамилию, хотим стать ульяновыми. так и переименовались. случается выслушивать разные легенды. когда я был в ключиках, местные жители мне сообщили, что родом они из рязани, так как половина деревни называется рязаны, а генеалогическое дерево росло у них прямо на улице, где значилась родословная предков. лишь тридцать лет назад его спилили. когда я стал проверять эту историю, оказалось, что в своё время село посетили геодезисты и установили столб, на котором кто-то нацарапал: „коля + оля=любовь“, после чего стали появляться и другие надписи, а местные жители данный столб определили в древо».

при изучении определенной фамилии предпочтительно съездить туда, где родился человек, фамилия которого исследуется. поэтому павел варлаков совместно с другими коллегами из генеалогического общества много ездит по районам, посещает местные музеи. часто попадаются старые фотографии начала xx века, на которых запечатлены и священники, и миряне. следы многих утрачены. поэтому мечта павла варлакова — создать «революционную» картотеку, проследить судьбы зауральцев в один из самых сложных периодов российской истории. многие уникальные вещи сами приходят в руки исследователю — как, например, небольшая иконка иоанна крестителя, к которой было приклеено письмо, датированное 1843-м годом. в нём сообщалось о жизни в тобольске, о том, что там крестят инородцев. или старинный дневник, открывающий удивительные страницы человеческой судьбы.

однажды краевед борис карсонов, проходя мимо свалки, увидел три выброшенных альбома со старинными фотографиями: кто-то так распорядился памятью о своих родственниках. борис николаевич собрал все фотографии и сохранил их в своём архиве.

«пренебрежительное отношение к своим предкам мне непонятно, — вздыхает павел варлаков. — мне по духу близки люди, которые обращаются к своим истокам. ведь многие прозревают, понимают, что его предки здесь, его корни здесь. начинают восстанавливать церкви, сажать деревья, милосерднее становятся, понимают, что, быть может, богатство бог ему дал затем, чтобы он другим людям помог. мне всегда интересно изучать, кто является предками людей, которые сейчас строят церкви.

кстати, самая первая церковь в нашем регионе была построена в слободе царёво городище (на территории современного поселка энергетики) и называлась в честь дмитрия солунского. а когда возвели троицкий храм, в нём был создан придел дмитрия солунского в память о первой церкви. кирпичей тогда у горожан не было, и для строительства храма их доставляли из троицка на плотах».

«иногда на то, чтобы воссоздать генеалогическое древо, уходят годы, — резюмирует павел варлаков. — но я занимаюсь любимым и важным делом. каждая фамилия проходит через историю, и, чтобы лучше понять историю, нужно просто изучать свою фамилию. когда исследуешь предков человека, начинаешь понимать, почему этот человек родился именно таким, с определёнными чертами характера и складом ума.

случаются в моей работе и казусы. приходят люди, часто состоятельные, и убедительно просят найти у них дворянские корни, даже немалые деньги предлагают за положительный исход. причём все метят, по меньшей мере, в „потомки голицыных“. конечно же, никаких корней там нет, в кургане жили в основном крестьяне, дворян можно было по пальцам пересчитать. причём даже местные роды пушкиных, шемякиных, долгоруких, оболенских — чисто крестьянские и к дворянам не имеют никакого отношения. обращаются и так называемые „дети лейтенанта шмидта“, которые ищут родство с атаманом семёновым. кто-то запустил в интернете утку, что у атамана семёнова осталось несколько миллионов и, мол, если разыщутся родственники, эти деньги им передадут. многочисленные семёновы не заставили себя ждать. но всё это пустое. не корыстными интересами должен руководствоваться человек, составляя своё генеалогическое древо, а искренним желанием понять и познать себя».

лариса фомина