Новости Курганской и Шадринской епархии

Митрополит Даниил: Главное дело милосердия – сотворить милость со своею душой

14 Апреля 2020

Митрополит Курганский и Белозерский Даниил 14 апреля, в Великий вторник Страстной седмицы,  совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Александро-Невском кафедральном соборе города Кургана.

Во время службы из храма велась онлайн-трансляция для тех прихожан, которые находятся дома в режиме самоизоляции.

Свою проповедь владыка начал с напоминания, что во время Литургий читается Святое Евангелие, чтобы в эти Страстные дни укрепить наше сердце.

Владыка рассказал суть притчи о десяти девах,  мудрых и неразумных, и о елее – символе милости: «Преподобный Серафим Саровский говорил, что под елеем нужно понимать благодать Духа Святаго, а святитель Иоанн Златоуст – что под елеем мы понимаем добрые дела. Противоречат ли они друг другу? Конечно, нет! Конечная цель христианских добрых слов и дел – это привлечение к себе Божественной энергии, которая и называется благодать Духа Святаго».

По словам митрополита Даниила,  евангельская притча о десяти девах сегодня читалась для того, чтобы призвать нас в эти Страстные дни заняться делами милосердия: «И главное из них – не то, что мы бежим куда-то кого-то спасать, а начать с себя. Дело милосердия – сотворить милость со своею душой, так пишет Игнатий (Брянчанинов). Очисти свою душу, наполни её елеем, и делись им с другими людьми», – сказал архипастырь.

«Всё, что соединяется с Богом, становится другим. К чему Бог прикасается, то преображается. В начале бытия Бог взял пыль, грязь, глину и сделал из этого нас, людей. Он бы мог взять что-то более красивое, но взял непотребное,  чтобы каждый из нас осознавал свою бренность.  Но эта наша бренность, когда соединяется со своим Творцом, становится Его детищем. Будем всегда помнить, что мы – прах и пепел, как говорил псалмопевец  Давид, и просить: “Господи, соединись с нами, приди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны”. И тогда действительно будет спасение душ наших!», – завершил владыка свою проповедь.

Богословие Великого вторника:

В этот день Христос пришел в Иерусалимский храм и много учил в храме и вне храма. Первосвященники и старейшины, слыша притчи Христовы и поучения, задумали схватить Его и убить. Но напасть на Христа открыто не решались, боясь народа, который почитал Его за пророка.

Утреня Великого Вторника также,  как и Утреня вчерашнего дня, начинается пением тропаря «Се Жених грядет». В основе его лежит притча о десяти девах (Мф. 25, 1-13). В Великий Понедельник на утрени был как бы лишь отдаленный крик в нощи: Се Жених грядет. Он повторяется и теперь, но усиливается и расширяется постепенно в последующих песнопениях и в Евангельском чтении на Литургии: Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных… Вместе с образом десяти дев, в Евангелии этого дня предлагаются два других символа: притча о талантах и пророчество о Страшном Суде (Мф. 25, 14-46).

Это именно то поучение, которое Христос произнес в тот самый Вторник, практически накануне Своих Страстей. «Нарастая и ширясь, развернулось то, что намечалось вчера. Вчера был предложен образ смоковницы, не давшей плода, и образ этот ныне претворился в притчу о таланте, который ленивый и лукавый раб скрыл в земле; а вчерашняя повесть о кончине мира развертывается ныне в грозную картину Страшного Суда, когда придет Сын Человеческий и все святые Ангелы с Ним. Об этих страшных и трепетных часах, ожидающих мир, и говорит в значительной части богослужение Великого Вторника. Перед концом истории, перед всемирной Пасхой и таинственным восьмым днем Воскресения Христова наступит «седьмого дня буря», своя Страстная для всего человечества неделя — кончина мира и Страшный Суд…» (В.Зандер).

Вновь на Часах мы слышим чтения из книги Исход и историю о страданиях праведного Иова и вновь задумываемся над великими параллелями. Смерть Христова явилась освобождением нашим от рабства греху, смерти и диаволу, поистине она явилась великим Исходом из тьмы и сени смертной в Царство Божией Правды и Истины; пример праведного Иова, претерпевшего страдания на грани человеческих сил, показывает нам, что руки злых людей сознательно сделали с Господом и Спасителем нашим Иисусом Христом.

Начинается Вечерня. Здесь темы десяти дев со светильниками, притчи о талантах и темы Суда лишь намеченные на богослужении Утрени разворачивается во всей силе и великолепии. Во время пения стихир мы ставим себя на место этих дев, мы думаем, а что мы сделали с талантами, данными нам Богом, и размышляем над тем, готовы ли мы к Суду?

«От душевного нерадения задремав, не приобрел я, Жених-Христос, светильника, горящего добродетелями, и уподобился девицам неразумным, во время работы мечтая. Сострадательного сердца Твоего не затвори от меня, Владыка, но стряхнув с меня мрачный сон, воздвигни, и с разумными девами введи в Твой брачный чертог, где чистый глас празднующих и взывающих непрестанно: “Господи, слава Тебе!”

Вот, душа моя, Владыка вверяет тебе талант. Со страхом дар прими, отдай в рост для Давшего тебе, раздай нищим и приобрети этим друга в Господе, чтобы стать справа от Него, когда Он придет во славе, и услышать блаженный глас: “Войди, раб, в радость Господа Твоего!” Удостой ее, Спаситель, и меня, заблудшего, по великой Твоей милости.

Когда придешь Ты во славе с ангельскими воинствами и сядешь, Иисусе, на престоле для разбирательства, не разлучи меня с Собою, Пастырь Благой: ибо познаны Тобою пути правые, а левые развращены. Не погуби же с козлами меня закосневшего во грехе, но сопричислив меня к овцам, стоящим справа, спаси как Человеколюбец».

Использованы материалы сайтов «Азбука.ru» и «Фома.ru»