Новости Курганской и Шадринской епархии

Митрополит Даниил: Именно на кресте Господь растерзал рукописание грехов наших

18 Апреля 2020

Митрополит Даниил в Великую субботу Страстной седмицы совершил литургию Василия Великого в Александро-Невском кафедральном соборе  города Кургана.

Нет другого богослужения (кроме пасхального), которое сравнилось бы по красоте со службой Великой субботы. В ней  прослеживаются как трагические страстные, так и радостные пасхальные черты.

В Великую Субботу Православная Церковь воспоминает телесное погребение Иисуса Христа и сошествие Его в ад. Господь, сойдя Своею душою во ад, проповедовал там весть о Царстве Божием и вывел души праведников на свободу, в рай, где до того пребывали только взятые живыми на небо пророки Илия и Енох, а также благоразумный разбойник, на кресте исповедавший Христа.

По заамвонной молитве митрополит Даниил по древней христианской традиции освятил хлеб и вино.

«Отцы Церкви пишут, что Богу легче было бы вновь сотворить человечество, чем взять на себя тяжелейший Крест – соединившись с человеческой природой претерпеть страшные мучения и тем самым искупить грех первого человека», – сказал владыка в проповеди.

Архипастырь также пояснил, что Господь не только на земле, но и в аду проповедовал, и тех, кто внял  Его словам, Он вывел из ада. Поэтому сегодняшней Пасхальной ночью  в храмах будут читать слова святителя Иоанна Златоуста, что «ни един во гробех», никого в аду не осталось.

Владыка также рассказал о появлении традиции освящения хлеба и вина, а затем продолжил: «Каждый из нас в своё время отойдёт в Вечные обители, упокоится, ему вложат в руки разрешительную молитву и Крест Христов, как орудие, которого больше всего боятся демоны. Именно на Кресте Господь растерзал рукописание грехов наших. Сегодня – день покоя. И дай Бог нам пребывать в благочестивых размышлениях, что Бог сделал ради каждого из нас, чтобы мы не погрузились со всей своей страстностью в приготовление куличей, пасок и другой снеди – это вторичное приложение к празднику. Самое главное — быть своим сердцем и сознанием со Христом, чтобы мы чувствовали, что Пасха – избавление от грехов и всякой суеты, которыми заполнено наше сердце», — пожелал владыка в завершение проповеди.

Великая Суббота, Суббота Преблагословенная, Тихая Суббота

Утром после Часов и Изобразителен совершается вечерня с Литургией Василия Великого – последней в году. Ее визитной карточкой являются паремии – сборник 15 ветхозаветных отрывков, в которых заключаются прообразы страданий, смерти и воскресения Христа и пророчества о наступлении Царства Господа и Новозаветной Церкви. Особое место среди этих текстов занимают две огромные хвалебные песни. Одна принадлежит Мириам – сестре Моисея, которая воспела ее сразу поле перехода израильтян через Красное море. Другая песнь была воспета тремя еврейскими юношами, чудесно спасенными Господом в печи, которую приказал растопить вавилонский царь Навуходоносор. Оба образа символизируют Христа, который сошел в ад, победил дьявола и вывел из преисподней всех, кто захотел пойти с Ним.

На Литургии, во время Великого вместо Херувимской песни поется удивительный гимн: «Да молчит всякая плоть человеча и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет: Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным. Предходят же Сему лицы Ангельстии со всяким Началом и Властию, многоочитии Херувими и шестокрилатии Серафими, лица закрывающе и вопиюще песнь: аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа».

Слушая этот гимн мы вспоминаем, что согласно учению Православной Церкви, Великая суббота — это день, когда Господь сошел душою во ад, проповедовал там весть о Царстве Божием и вывел души праведников на свободу, в рай, где до того пребывали только взятые живыми на небо пророки Илия и Енох, а также благоразумный разбойник, на кресте исповедавший Христа.

Перед Литургией все облачения в храме заменяются с черных на белые. Суббота – окончание Страстной седмицы.

После литургии начинается освящение куличей, яиц и пасок. Принято обычно не только освящать яства для себя, но и оставлять часть их в храме – служителям Церкви, духовенству, алтарникам, певчим – а также жертвовать бедным.

По материалам сайта foma.ru