Новости Курганской и Шадринской епархии

18 Октября 2014

Военный конфликт на Украине не так далек от Кургана, как кажется. Трещина неприязни пролегла между близкими родственниками, поневоле оказавшимися по разные стороны баррикад. И среди зауральских семей немало таких, кто в последнее время, к сожалению, прекратил общение с родными и друзьями по «политическим мотивам». Какова точка зрения Русской Православной церкви на украинскую трагедию — об этом корреспондент ИА РМК беседовала с секретарем Епархиального совета Курганской и Шадринской епархии иереем Константином Павлюченко.

— Оправдывает ли Православная церковь войны?

Война это всегда горе, это всегда беда и зло. Если мы откроем Библию, то уже первые страницы Ветхого завета говорят о том, что история войн началась давно, буквально со времени начала существования человечества — с убийства Каином своего брата Авеля. Вот он исток войны, и любая война — братоубийственна, ведь все мы друг другу братья и сестры. Войны сопровождали всю историю человечества после грехопадения и, по слову Евангелия, будут сопровождать ее и далее: «Когда же услышите о войнах и о военных слухах, не ужасайтесь: ибо надлежит сему быть» (Мк. 13. 7). Об этом свидетельствует и Апокалипсис, повествуя о последней битве сил добра и зла при горе Армагеддон (Откр. 16. 16). То есть с одной стороны, войны — это зло, с другой — они неизбежны. Причина войн, как и зла в человеке вообще, — греховное злоупотребление богоданной свободой, «ибо из сердца исходят злые помыслы: убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» (Мф. 15. 19). Какая бы война ни была — оборонительная или наступательная, агрессивная, в любом случае война — это горе, так как она сопровождается тягчайшим преступлением пред Богом — убийством.

— История знает примеры, когда православные монахи выступали в качестве воинов, как это объяснить?

— Признавая войну злом, Церковь не запрещает своим чадам участвовать в боевых действиях, если речь идет о защите ближних, защите своей Родины и восстановлении справедливости. Тогда война считается хотя и нежелательным, но вынужденным средством. Православная церковь относится с глубочайшим почтением к воинам, которые ценой собственной жизни сохраняли жизнь и безопасность своих ближних, исполнив, таким образом, слова Спасителя: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15. 13).

Мы знаем примеры, когда священнослужители благословляли воинов на войну, сами участвовали в качестве полковых священников и даже епископов. К примеру, в этом году исполнилось 100-летие Первой мировой войны, известно, что в армию и флот войсковыми священниками в 1914-1917 гг. были зачислены свыше 5 тысяч человек.

— Как это совместить в своем сознании — смирение и готовность биться на смерть?

— Заповедь Христа — «не противься злому» — предполагает борьбу с причиной болезни, потому что не противиться злому можно только одним способом — противопоставив ему добро, наполнив им свое сердце. Апостол Павел именно так и разъясняет слова своего Учителя: «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим. 12:21). А третьего не дано, потому что равнодушием победить зло невозможно. Принципиальная позиция христианства состоит в том, что духовный мир не терпит пустоты. Душа человека не может быть нейтральной. Если там нет добра, то царствует зло. А внешние события часто разворачиваются так, что выбирать приходится не между добром и злом, а между «двух зол». И здесь, в этом внешнем выборе христианин поступит так же, как и всякий человек — постарается выбрать меньшее зло. И когда нападают на твою страну, рушат храмы, школы, больницы, грабят монастыри, убивают твоих братьев и сестер, то долг любого христианина — дать отпор врагу.

— Как Вы относитесь к конкретному конфликту на Украине?

— В нынешней системе международных отношений подчас бывает сложно отличить агрессивную войну от оборонительной. Грань между первой и второй особенно тонка в случаях, когда одно или несколько государств либо мировое сообщество начинают военные действия, мотивируя их необходимостью защиты народа, являющегося жертвой агрессии. В связи с этим вопрос о поддержке или осуждении Церковью военных действий нуждается в отдельном рассмотрении всякий раз, когда таковые начинаются или появляется опасность их начала. Ситуация с Украиной очень не однозначная и запутанная. К сожалению, мы не владеем объективной информацией, чтобы дать однозначный ответ. А информация, которую мы получаем со средств массовой информации, особенно телевидения не является правдивой. Но мы знает точно, что, к сожалению, Православные люди находятся и гибнут по обе стороны баррикад. И задача церкви молиться о том, чтобы Господь простил и принял к Себе погибших, а нам всем скорее послал мир.
Господь с теми кто умирает, с теми, кто терпит жестокость и насилие, а не с теми, кто творит их. Христос с тем, чье тело пробивает пуля — а не с тем, кто эту пулю выпускает. Христос с теми, кто рыдает над гробом — а не с теми, кто торжествует победу. С теми, кого война сделала нагими, голодными, больными и заключенными — а не с теми, кто на ней возвысился и обогатился. И это разделение довольно слабо связано с разделением на стороны военно-политического конфликта. Вооружиться и убивать на этой братоубийственной войне — значит быть по другую сторону от Христа. Это может быть трудно усвоить, но если мы воспринимаем Евангелие всерьез, это так. Вопрос в том, насколько всерьез мы готовы его воспринять.

Церковная, пастырская позиция здесь может быть только миротворческой. Святейший Патриарх уже говорил, что она «подударная», потому что критикуется с разных сторон. Но Церковь не может занять иной позиции.

— Что делает церковь, чтобы конфликт утих?

— Церковь пытается примирить конфликтующие стороны — обращая свое слово к организациям, политикам, людям, использующим незаконно оружие, оказывает помощь нуждающимся. Но главная наша задача сейчас — это усердная молитва, потому, что «То, что невозможно человеку, возможно Богу» ( Мф. 19, 26).

Беседовала Татьяна Хильчук,
Информационно-деловой портал «Область 45»