Новости Курганской и Шадринской епархии

25 Октября 2014

В мире много культур и религий, люди разных взглядов и убеждений живут вместе, и дети изучают в школах религиозную культуру своего народа. Мы разные и это интересно! Модуль «Основы православной культуры» — возможность для разговора о нас, и о том, что нас окружает.

Общеизвестно выдающееся значение православного христианства в историческом становлении русского народа, российской государственности, отечественной культуры. Вся наша история, литература и искусство проникнуты духом Православия. Даже для людей, далеких от христианства и русской культуры, но стремящихся к тому, чтобы знать и понимать историю, культуру России, а также иметь представление о происхождении многих современных традиций и обычаев, будет интересно приоткрыть дверь в жизнь Православной Церкви.

Возвращение Православия в школу началось сразу после окончания периода атеистических запретов. С тех пор во многих регионах России дети уже изучают основы православной культуры, накоплен большой педагогический опыт преподавания этого модуля. В современных условиях изучение основ православной культуры не тождественно изучению Закона Божьего в дореволюционной русской школе, оно не предусматривает вовлечение учащегося в религиозную практику, участие в богослужениях, «обучение религии». Цель — систематическое изучение ребёнком православной христианской традиции и приобщение его к православной культуре, прежде всего в её мировоззренческом и нравственном измерениях.

Изучение основ православной культуры в школе сегодня это поддержка семьи в воспитании детей на основе исторических и культурных ценностей и традиций русского и других народов России, для которых Православие — традиционная религия. Это приобщение к вечным, данным Богом христианским нравственным нормами, хранимым в Русской Православной Церкви, на которых зиждется жизнь человека, семьи, народа в нашем мире.

Модуль «Основы православной культуры» в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе включает всего примерно 30 уроков и только приоткрывает ребёнку основы православной традиции. Этот мир древний и одновременно современный. Мир Божественной любви Господа Иисуса Христа, овеянный преданиями и сказаниями о подвигах святых людей. Илья Муромец, благоверный князь Александр Невский, преподобные Сергий Радонежский и Серафим Саровский. И вместе с ними — наши недавние современники, почитаемые Церковью за дела милосердия, подвиги веры. О нравственных идеалах, ярких представителях христианского духа будет говориться на уроках православной культуры. Школьники познакомятся с символическим языком православной художественной культуры, искусством иконы, фрески, церковного пения, с христианским отношением к семье, родителям, труду, долгу и ответственности человека в обществе.

Среди основных тем курса: «Во что верят православные христиане», «Добро и зло в православной традиции». «Любовь к ближнему», «Милосердие и сострадание», «Православие в России», «Православный храм и другие святыни», «Православный календарь», «Христианская семья и её ценности».

Дополнительные занятия по модулю могут составить экскурсии в храмы, посещение музеев древнерусского искусства, концертов духовной музыки, встречи с представителями православного духовенства. Уроки и дополнительные занятия предусматривают взаимодействие учителя с семьями школьников, совместное изучение и освоение ценностей и традиций Православия.
Вопросы и ответы о преподавании комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – курс ОРКСЭ)

Как быть, если в классе 28 человек, а 25 человек выбрали изучение модуля «Основы светской этики», 3 человека (и менее) – изучение модуля «Основы православной культуры»? Уважаемые родители, не будьте равнодушны к выбору Основ православной культуры, отстаивайте право Вашего ребенка на изучение данного модуля. Не идите на поводу  администрации школы и даже Ваших любимых педагогов, незаконно пытающихся выбрать модуль ОРКСЭ за Вас, а также убеждающих Вас, после уже сделанного Вами свободного осознанного выбора в том числе и в пользу ОПК, изменить свою гражданско – правовую позицию, свое решение и «переписать» заявление на изучение, к примеру, «Основ мировых религиозных культур» или «Светской этики». Помните, администрация образовательного учреждения обязана обеспечить изучение любого выбранного модуля, даже для одного ребенка в школе (сообщить о подобных и иных нарушениях Ваших законных прав по выбору модуля ОРКСЭ Вы можете по телефону: 8 (3522) 46 – 47 – 20  – Главное Управление образования Курганской области).

При изучении курса ОРКСЭ класс может делиться на подгруппы в зависимости от выбранного родителями модуля. Если в школе несколько  4 – х классов и в каждом из них выбран определенный модуль, из этих подгрупп могут составляться учебные группы по этому модулю из учащихся нескольких 4 классов. При этом вести разные модули (предметы) курса ОРКСЭ могут разные учителя в школе, а если  отдельные модули (предметы) ведет один учитель, он может делать это в разное учебное время с разными группами учащихся.

Расписание уроков должно быть составлено таким образом, чтобы уроки в каждой группе, независимо от ее численности, проводились в соответствии с существующими требованиями. Например, это могут быть последние уроки в разные дни недели.

Правда ли, что к преподаванию ОРКСЭ будут привлекаться православные священники, служители других религий? Нет. Курс ОРКСЭ преподают и будут преподавать светские учителя, прошедшие соответствующие курсы повышения квалификации, подготовки, успешно действующие при Институте развития образования и социальных технологий Курганской области. Имея в  виду под словом «светские», что это не атеисты, неверующие люди, а гражданские, обычные школьные учителя, не являющиеся служителями религиозных культов.

Участие конфессий предусматривается в подготовке учителей по религиозным культурам, в разработке или экспертизе учебного и методического обеспечения. В то же время учитель может взаимодействовать со служителями культа, консультироваться у них, пригласить священника  на отдельные уроки или провести мероприятие в школе с его участием, если это целесообразно для достижения лучших учебных и воспитательных результатов. Такие встречи во внеурочное время, например, в форме экскурсий в ближайший храм, могут проводиться с участием родителей учащихся, а также в качестве дополнительных, внеурочных занятий по курсу ОРКСЭ при желании школьников и также с согласия родителей.

Иеродиакон Аркадий (Лозовский), куратор епархиального культурно-просветительского центра, методист отдела религиозного образования и катехизации Курганской епархии