Новости Курганской и Шадринской епархии

9 Декабря 2014

7 декабря 2014 года, в Неделю 26-ю по Пятидесятнице, Архиепископ Курганский и Шадринский Константин возглавил Божественную литургию в Свято-Духовском храме архиерейского подворья в поселке Смолино.

Его Высокопреосвященству сослужили: ключарь Свято-Духовского храма архиерейского подворья игумен Иларион (Лоскутников), клирик Свято-Духовского храма, руководитель епархиального отдела Религиозного образования и катехизации протоиерей Алексий Смирнов, насельник Свято-Успенского Далматовского мужского монастыря иеромонах Софроний (Григорьев).

По окончании Богослужения Владыка Константин обратился ко всем собравшимся с проповедью: «Дорогие отцы, братья и сестры, мы слышали сегодня Евангельское повествование, в котором апостол и евангелист Лука описывает исцеление согбенной женщины, пребывающей в своем недуге восемнадцать лет: «В одной из синагог учил Он в субботу. Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться. Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего. И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога. При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний. Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить? Сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний? И когда говорил Он это, все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его» (Лк.13:10-17).

Дорогие отцы, братья и сестры! Давайте вдумаемся в это короткое и совершенно ясное повествование, которое относится в прямом и духовном смысле и к нам. Ясно, что к тому времени когда Господь Иисус Христос вошел в cинагогу, слава о нем, как о величайшем пророке и чудотворце была уже достоянием всего Израиля. Молодые и здоровые люди пытались показать перед Иисусом как они правильно и безукоризненно исполняют ветхозаветный закон и обряды, и вероятно только эта согбенная женщина, стесняясь своего недуга, своего внешнего физического уродства, стояла где-то в дальнем углу, чтобы не быть заметной, чтобы никто не смотрел на неё с сочувствием и соболезнованием. Мы с вами люди и часто болеем, особенно в преклонном возрасте, и не всегда человек принимает свою болезнь как средство к спасению. Для этого требуется терпение. Терпение — это матерь многих добродетелей. А если человек в своей болезни не проявляет великодушия, а озлобляется и кидается с проклятиями на весь мир и на своих ближних, и родственников, то эта болезнь ему приносит ещё большую скорбь и осуждение. И самым большим грехом в такой ситуации становится грех самоубийства, когда пожилой человек не имея терпения в болезни лишает себя жизни. К большому стыду следует признать, что Россия занимает печальное первое место в мире среди самоубийств среди пожилых людей. Это одно из печальных наследий безбожных атеистических времен, когда человек не верил в Бога и думал, что не имеет бессмертной души.

Мы должны знать, что терпение помогает человеку благородно и с достоинством переносить скорбь. Некоторые святые отцы даже говорят, что страдание это «самый быстрый конь», который вносит нас в Царствие Небесное, потому что человек верующий, терпеливый, благородный, в этих страданиях очищается, лицо его делается чистым и просветленным, и мы видели таких усопших. Вот что значит терпение. По-видимому, та скорченная женщина, которая восемнадцать лет не могла выпрямиться и стояла в углу храма, стараясь быть незаметной, просияла внутренней духовной красотой, которая оставалась незаметной для окружающих ее других людей. Но именно ее из всей толпы людей, находящихся в синагоге, выделил Иисус Христос и исцелил её.

Но жизнь есть жизнь, и рядом со славой, с добрыми делами и порывами всегда существует и зло, и мелочность, и человеческая зависть, и просто черствость, и холодность. Начальник синагоги не нашел в себе сил, чтобы побороть свою зависть. Господь Иисус Христос сотворил чудо и весь народ синагоги прославлял Бога, хваля Его за великое чудо, но этот начальник был настолько черствым, жестким, озлобленным и завистливым человек, что мог видя чудо лишь противопоставить ему свою зависть. Иисус обличает его: «лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить? Сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний?».

Это событие имеет ещё и духовный смысл, потому как многие из нас связаны духовно сатаной. Все-таки семьдесят лет богоборчества и безбожного ига для населения нашей страны бесследно не прошли. Сегодня воскресный день, а в храме людей не много. Большинство людей оставляют молитву Богу на когда-нибудь потом, когда будет тепло, или будет праздник, или когда наступит весна-лето, а тогда найдутся работы на даче, в огороде. И всегда находится множество причин для того, чтобы не идти в храм. Происходит это оттого, что человек духовно связан, сатана связал силу воли этого человека, и у него нет сил расправиться. Его Господь призывает, ведь сейчас Православная Церковь свободна, как никогда за всю историю. Мы можем посещать храм когда хотим, водить своих детей в воскресные школы, читать религиозную литературу, которой сейчас в множестве, но человек привязан ко многим страстям и плотским удовольствиям и не имеет сил, чтобы духовно распрямиться. И конечной целью действий сатаны является человекоубийство, и тот человек, который кончает жизнь самоубийством, не терпя своих скорбей и болезней, в полной мере выполняет цель дьявола.

Дорогие отцы, братья и сестры, из сегодняшнего Евангелия мы должны сделать два кратких вывода. Во-первых, тот, что нужно оказывать помощь ближнему при любой возможности, не ссылаясь на то, что или сейчас некогда, или время неподходящее, ведь если мы не окажем помощь сейчас, то потом уже может оказаться ваша помощь ненужной. Жизнь человека очень и очень хрупка и быстротечна. Во-вторых, необходимо помнить, что доброе дело нужно делать в любое время, для этого нет никаких ограничений для праздников и воскресений. Храни и благослови Вас Господь Бог! Желаю вам за время рождественского спасительного поста максимально предочистить свои тела и души, чтобы с чистой радостью воскликнуть вместе с ангелами: «Слава ввышних Богу и на земле мир в человецех благоволение!» С праздником!», - заключил Архипастырь.